Прислать новость Магазин

«От повторения кемеровской трагедии в Воронеже никто не застрахован»

Что ответили в Управлении МЧС на запрос «МОЁ!» о пожарной безопасности воронежских торговых центров

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

15

Читать все комментарии

11760

После пожара в кемеровском торговом центре «Зимняя вишня», унесшего жизни 64 человек, корреспонденты «МОЁ!» подготовили официальный запрос в региональное Управление МЧС. В своём обращении мы задали ряд актуальных вопросов, касающихся состояния пожарной безопасности воронежских объектов с массовым пребыванием людей, а также системных проблем, связанных с этим.

Сегодня мы приводим ответы МЧСников на наши вопросы полностью, без купюр.

Вопрос 1.  Вопрос о плановых проверках. Какую ответственность несут за нарушение правил пожарной безопасности владельцы и должностные лица торговых центров, кинотеатров и других заведений?

Ответ МЧС: Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности установлена ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 20.4. Нарушение требований пожарной безопасности.

1. Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи: влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима: влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Кроме административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности существует и уголовная ответственность:

- ст. 168 УК РФ «Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности», наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

- ч. 1. ст. 219 УК РФ  «Нарушение требований пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека»,

- наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Вопрос 2. Имеется ли в Госпожнадзоре список фамилий владельцев, должностных лиц, кто отвечает за пожарную безопасность торговых центров, кинотеатров, ресторанов и прочих заведений, а также их контактные телефоны?

Ответ МЧС: На каждый объект защиты согласно приказам МЧС России в обязательном порядке заводится контрольно-наблюдательное дело (далее – КНД), в состав которого, как правило, входит информация о собственниках объекта защиты, арендаторах и лицах, ответственных за пожарную безопасность, в том числе и их контакты. Порой указанная информация в КНД может терять актуальность с учетом каких-либо реорганизаций и изменений у юридических лиц, а также при смене ответственных за пожарную безопасность. Корректировка указанной информации осуществляется в рамках плановых и внеплановых проверок объектов защиты.

Вопрос 3. В 2015 году в Воронеже прошла масштабная проверка торговых центров и было выявлено свыше 900 нарушений законодательства. А как проверяется, устранены эти нарушения или нет?

Ответ МЧС: По результатам проведения плановых и внеплановых проверок объектов защиты в случае выявления нарушений требований пожарной безопасности собственнику либо арендатору выдается предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности, где по каждому нарушению устанавливается срок устранения (в зависимости от сложности нарушения). По истечении указанного срока на устранение нарушений в отношении объекта защиты осуществляется внеплановая выездная проверка, в рамках которой проверяется исполнение ранее выявленных нарушений. В случае неустранения нарушений в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, должностных лиц составляется протокол об административном правонарушении по ст. 19.5 КоАП РФ (ч. 12 либо ч. 13 в зависимости от организационно правовой формы юридического лица), а в случае повторного невыполнения по ст. 19.5 ч. 14 КоАП и  направляется в суд для принятия решения.

Вопрос 4. Проходят ли экспертизу на предмет соблюдения пожарной безопасности проекты зданий с возможным пребыванием в них 200 и более людей?

Ответ МЧС: Градостроительным Кодексом Российской Федерацией установлены условия, при которых проектная документация объектов защиты (в зависимости от площади, этажности и других условий) в обязательном порядке должна проходить как государственную, так и не государственную экспертизу, в том числе и по вопросам пожарной безопасности.

Проектная документация объектов защиты, которая в соответствии с законодательством не должна проходить как государственную, так и негосударственную экспертизу рассматривается на уровне городских округов и муниципальных районов, в том числе и по вопросам пожарной безопасности.

В связи с внесенными в 2006 году изменениями в Градостроительный кодекс Российской Федерации и другие законы, уполномоченные органы МЧС России не вправе участвовать в рассмотрении проектной документации (экспертизе), а также в приемке и вводе в эксплуатацию построенных объектов защиты.    

Вопрос 5. Фиксировались ли в Воронежской области попытки воспользоваться служебным положением со стороны инспекторов ГПН, выявлялись ли случаи взяток? Как служба Госпожнадзора ведет профилактическую работы в этом направлении?

Ответ МЧС: Проблема коррупции в современной России на сегодняшний день стоит особенно остро. Каждый гражданин повседневно сталкивается с самыми различными видами проявления недобросовестности власть имущих чинов, желающих нажиться на проблемах граждан и частных компаний.

По нормам Уголовного кодекса под взяткой понимается получение должностным лицом любых государственных или муниципальных органов (взяткополучатель) вознаграждения в виде денежных средств, ценностей, материальных благ или же оказания услуг, за совершение оговорённых действий или же отказ от их совершения (бездействие) в пользу лица, предоставляющего это вознаграждение (взяткодатель).

Совершаемое за это вознаграждение действие или бездействие обязательно должно входить в служебную компетенцию должностного лица, а также может заключаться в покровительства или попустительства по службе, а также в оказании помощи при решении иных вопросов, не входящих в компетенцию взяткополучателя, но на принятие решений по которым он может повлиять.

Ответственность за получение взятки прописана в ст. 290 УК РФ. Получение взятки – это принятие должностным лицом государственных или муниципальных органов всех уровней, а также иностранных организаций, денежного или выраженного в иной форме вознаграждения за совершение каких-либо действий в пользу взяткодателя. Взятка необязательно может выражаться в твердой сумме или же материальных ценностях, это могут быть услуги, гарантии или преференции по службе, содействие в решении важных для взяткополучателя вопросов. Наказуемо как личное получение взятки, так и ее принятие через третьих лиц.

Деяние, предусмотренное ч. 1 статьи, относится к преступлениям средней тяжести, указанные в ч. 2 и ч. 3 анализируемой нормы, являются тяжкими преступлениями, предусмотренное ч. 4, - особо тяжкое преступление.

В соответствии с действующим законодательством данная статья Уголовного кодекса подследственна следователям Следственного комитета Российской Федерации.

Фактов задержания сотрудников Государственного противопожарного надзора за коррупционные преступления на территории Воронежской области не было.

Предупреждение преступлений коррупционной направленности представляет собой многоуровневую систему осуществляемых мероприятий по выполнению действующих федеральных законов, указов президента РФ, постановлений правительства РФ, ведомственных нормативных правовых и локальных актов.

Постоянно проводится комплекс организационных, разъяснительных и иных мер по соблюдению сотрудниками ограничений, запретов и исполнению обязанностей, установленных законодательством РФ в целях противодействия коррупции, а также недопущению поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки;

Информация, поступающая из вышестоящих органов о случаях привлечения сотрудников надзорной деятельности к уголовной ответственности за получение взяток и превышения ими служебных полномочий доводится под роспись до сотрудников управления надзорной деятельности и территориальных отделов надзорной деятельности.

Вопрос 6. Возможно ли в Воронеже повторение трагедии, произошедшей в Кемерово, в чем ключевые причины, если говорить о системе в целом?

Ответ МЧС: От возможного возникновения пожара никто не застрахован, что в свою очередь может привести к трагическим последствиям. Как правило, причины возникновения пожара кроются именно на самом объекте защиты (за исключением случаев поджога), которые являются следствием нарушений требований пожарной безопасности. В свою очередь, нарушения требований пожарной безопасности является следствием халатности и безразличия собственников и арендаторов объектов защиты к вопросам пожарной безопасности. В таком случае единственной мотивацией к выполнению требований пожарной безопасности является осознание возможной административной ответственности за не соблюдение требований пожарной безопасности.

Тем не менее на сегодняшний день для объектов малого и среднего бизнеса на территории Российской Федерации действуют «надзорные каникулы», т. е. объекты защиты, относящиеся к вышеуказанным лицам не планируются к проведению плановой проверки.

Также в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» собственник или арендатор в целях подтверждения соответствия своего объекта защиты требованиям пожарной безопасности может прибегнуть к услугам коммерческих организаций и провести независимую оценку пожарного риска (по договору). В случае проведения на объекте защиты независимой оценки пожарного риска, с выводом о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности, данный объект защиты также не планируется к проведению плановой проверки.

По нашему мнению, системная проблема многочисленных нарушений требований пожарной безопасности скрывается в халатном и безразличном отношении собственников и арендаторов объектов защиты к вопросам пожарной безопасности, а также в отсутствии возможности достаточного контроля со стороны надзорных органов за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах защиты вследствие ограничения количества проверок на государственном уровне.