Что и почему воняло в Воронеже?

С официальной версией о том, что неприятный запах связан с отмиранием водорослей в водохранилище, согласны не все

26.10.2018 18:37
МОЁ! Online
102

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Столь массированной атаке неприятного запаха, как в конце сентября — середине октября, наш город, пожалуй, не подвергался долгие годы. На сей раз запах, напоминающий запах навоза, появлялся во всех районах города. Десятки читателей задали нам вопрос о том, чем же пахло. Корреспонденты «МОЁ!» попытались разобраться, и… вышла почти детективная история.

Обычно источником неприятного канализационного запаха становятся правобережные («РВК-Воронеж») и левобережные (ООО ЛОС) очистные сооружения. Раньше работники «РВК-Воронеж» и ЛОС этого в общем-то не скрывали. Уточняли лишь, что пахнут в основном не фекалии. Растворившиеся в воде фекалии с помощью специальных микроорганизмов в аэротенках превращают в ил. Этот ил, как мы убедились сами, практически не пахнет. Но есть и то, что растворить и переработать не удаётся. Как оказалось, это в основном не фекалии, а мелкие пищевые отходы, которые мы выливаем в раковины и унитазы. Вместе с илом они попадают для подсушивания на иловые карты, так как больше их сбрасывать некуда. При нагревании на солнце эти отходы начинают издавать тот самый неприятный запах, который годами мучает жителей Тенистого (правый берег) и улицы Новосибирской (левый берег).

Иловые карты очистных сооружений
Фото Игоря ФИЛОНОВА

Казалось бы, можно предположить, что на сей раз на иловых картах в конце сентября оказалось одновременно слишком много отходов. А затем в начале октября вдруг пришло потепление, испарение увеличилось, и миазмы стали распространяться по всему городу. Однако на сей раз и сами работники предприятий дали понять, что очистные сооружения работают в штатном режиме. И ответственный за городское хозяйство вице-мэр Сергей Петрин заметил, что не стал бы сваливать всё на очистные сооружения. Объясняли это тем, что запах фекалий появлялся во всех районах города.

В середине октября облправительство, как оказалось, собрало совещание, на которое пригласило представителей различных надзорных ведомств и экологов. Несмотря на то что вонь обсуждал весь город, мероприятие было закрытым для журналистов. Как рассказали «МОЁ!» и. о. руководителя управления Росприроднадзора по Воронежской области Лолита Калинина, начальник отдела водных ресурсов Донского бассейнового водного управления Юрий Долгополов и начальник Воронежского гидрометцентра Александр Сушков, специалисты были едины во мнении, почему пахло во всём городе.

— В эти дни стоял антициклон, то есть вверху было теплее, чем у земли, — объясняет Александр Сушков. — Из-за этого возник эффект парника — вся пыль, грязь и эмульсии сохранялись в приземном слое воздуха. Более того, практически не было ветра. То есть их не уносило за город, как это обычно бывает.

А вот к единому мнению по поводу причины возникновения запаха участники совещания не пришли. По словам Александра Сушкова, Гидрометцентр исключил версию о том, что источником запаха могли стать промышленные предприятия. Один из стационарных пунктов наблюдения за загрязнением окружающей среды в районе ВоГРЭСа фиксировал превышение предельно допустимых концентраций диоксида азота, формальдегида и фенола. Но в этом районе, где расположены ТЭЦ и завод синтетического каучука, такое бывает часто. А пахло в городе вовсе не химическими веществами.

Те самые твёрдые отходы, которые при гниении выделяют ужасный запах
Фото Игоря ФИЛОНОВА

Как рассказала Лолита Калинина, чаще всего на совещании в облправительстве звучала версия о том, что во всём виноваты цианобактерии, известные больше как сине-зелёные водоросли. В сентябре эти водоросли начинают активно отмирать. И тут в начале октября неожиданно вернулось почти летнее тепло. Процесс гниения водорослей ускорился, соответственно, стало больше поднимающихся испарений, которые из-за антициклона не рассеивались.

— У сине-зелёных водорослей нет потребителей, рыба их не ест, — добавляет Юрий Долгополов. — Поэтому разложение биомассы действительно могло привести к такому запаховому эффекту. Но это всё же одна из версий…

Остальные наши собеседники также были аккуратны в оценках.

— Если причина запаха в гниющих водорослях, то особенно интенсивным должен был быть запах около водохранилища, — говорит Александр Сушков. — Но наши сотрудники, которые живут у водохранилища, его не почувствовали.

— Я выезжала на берег водохранилища. Но в районе намывки у Адмиралтейской площади как раз у воды никакого запаха не почувствовала… — добавляет Лолита Калинина.

С приходом похолодания жалоб на канализационный запах стало в разы меньше. А вот то, что причина появления запаха так и не выяснена, печалит. Ведь в этом случае мы точно не застрахованы от того, что вонь может вернуться уже весной.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.