Почему от воронежцев скрывают расходование благотворительных средств
Воронежский областной фонд социальной поддержки населения, который занимается распределением денег, собранных на «Рождественских вечерах», не может предоставить детальный отчёт о расходовании средств
Не так давно жители Воронежа активно обсуждали новость о том, что на традиционный рождественский бал у губернатора в начале 2018 года пригласят целую команду звёзд, заплатив им гонорары в размере 5 миллионов рублей, причём около 75% их — это средства из бюджета. Мы уже писали, что на мероприятие, которое состоится 13 января в здании правительства области с участием представителей воронежского бизнеса, пригласили телеведущего Юрия Стоянова, а также Владимира Преснякова с Натальей Подольской и Алексея Чумакова с Юлией Ковальчук (см.«В Воронеж на губернаторский бал за 5 миллионов пригласят Стоянова, Преснякова и Чумакова»).
Пользователи соцсетей не раз высказывались в духе, что им это напоминает «пир во время чумы». В то время, как бюджет экономит на всём, в том числе на льготах, миллионы тратятся на балы для бизнесменов. Правда, и средства на них собираются приличные — например, в прошлый раз это было 93 миллиона рублей. А что с ними происходит дальше?
С больных детей — на юные таланты
И тут поясним, как именно проходят балы. В Большом зале правительства области, на площади Ленина, собирается более сотни гостей. Большая часть их — предприниматели, в основном члены гражданского собрания (ГС) «Лидер», которое объединяет крупных воронежских бизнесменов. Средства собираются тремя путями. Первый — плата за пригласительные, например в этом году стоимость билета на два лица — 50 тысяч рублей. Второй — покупка лотов на аукционе. Их более десятка — в основном произведения искусства, есть также личные вещи губернаторской четы. Например, в прошлый раз золотые часы Алексея Гордеева ушли за 8 миллионов рублей, украшение Татьяны Гордеевой — за 5 миллионов. Также, как рассказали нам участники вечера, гости подписывают обязательства перечислить определённую сумму пожертвования (её размер определяется добровольно — так, по крайней мере, заявлено официально). Деньги поступают на счёт Воронежского областного фонда социальной поддержки населения — автономного учреждения при областном департаменте соцзащиты.
И тут мы подходим к главному — как эти средства расходуются. «Рождественские балы» начали проводить с 2009 года, и сначала их инициатором было Воронежское отделение Российского детского фонда под руководством заслуженного педагога, народного учителя СССР Марины Игнатьевны Картавцевой. Как рассказывают бывшие сотрудники фонда, средства поступали на лечение тяжелобольных детей и поддержку семей, попавших в тяжелые жизненные ситуации, и тогда расходование было прозрачным. Но затем балы «переориентировались» на поддержку юных талантов, и Детскому фонду, который просил выделить на больных детей хотя бы часть средств, было отказано.
Как рассказали нам в ГС «Лидер», в 2012 — 2013 годах участницы Женсовета организации (супруги некоторых бизнесменов) лично объездили районы области, знакомясь с местными творческими коллективами и юными дарованиями. К работе подключили департамент культуры и управление физкультуры и спорта области.
Почему отчёты убрали из открытого доступа?
Сейчас процесс распределения средств выглядит так: некоторые учреждения присылают заявки (допустим, на новые музыкальные инструменты или поездки детей на конкурсы), затем их рассматривает Совет по распределению и контролю за расходованием средств. Как именно рассматриваются и выбираются заявки и кто входит в этот совет — нам в официальном ответе правительства области не пояснили. Затем заявки утверждаются губернатором, и фонд приступает к закупкам — причем как через конкурсы, так и без них.
На что же расходуют эти десятки миллионов? К сожалению, это нам пока так и не удалось выяснить. Раньше отчёты публиковались в открытом доступе на сайте воронежского фонда социальной поддержки, но после 2013 года почему-то больше там не размещаются. В ГС «Лидер» нам сообщили, что подробные отчёты выдают всем участникам на балах в виде брошюр, и бизнесмены не против их обнародования. Однако показывать нам эти брошюры не стали, пояснив, что это не их компетенция, поскольку распределение средств контролирует правительство области.
Департамент соцзащиты, в свою очередь, в ответ на наш запрос не слишком позаботился о конкретике. Нам сообщили, что в 2015 — 2017 годах за счёт этих средств был профинансирован «ряд мероприятий», среди которых, например, программа «Развитие школьной баскетбольной лиги в Воронежской области на 2015 — 2016 годы», программа «Открытое Репное», проекты «Естественно-научный детский университет», «Академия талантов» — «и другие» (перечень проектов, который нам прислали, вы можете увидеть в статье «Куда уходят деньги, собранные на губернаторских балах»). К сожалению, в ответе не указали не только полный список мероприятий, но и не уточнили, какие средства были израсходованы и на что. А ведь речь идёт о сумме примерно в четверть миллиарда рублей (сборы за три последних года)! В неофициальных беседах чиновники департамента объясняют, что поделиться с нами отчётами не готовы, так как это может, мол, покоробить бизнесменов — хотя не очень понятно, как именно, ведь в отчётах указано, куда пошли деньги, а не кто сколько перечислил. В общем, мы ожидали, что с нами с радостью поделятся информацией, какая поддержка оказывается талантливым детям — а на деле оказалось наоборот…
Надеемся, что детальный учёт израсходованных благотворительных средств всё же ведётся, и «МОЁ!» с удовольствием познакомит с ним воронежцев, если он будет нам предоставлен.
Переплатили за баян. И за рояль, похоже, тоже …
При подготовке этого материала корреспонденты «МОЁ!» изучали открытые данные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (zakupki.gov.ru) — закупки областного фонда социальной поддержки населения, которые он провёл на благотворительные средства. Вероятнее всего, речь идёт как раз о деньгах, собранных на «Рождественских балах». И после анализа нескольких последних закупок возникают вопросы.
На благотворительные средства фонд покупает музыкальные инструменты для детских школ искусств (баяны, аккордеоны, скрипки, пианино, рояли), спортивный инвентарь для детских спортивных школ, оплачивает новогодние представления и новогодние подарки для детей. Так как тратятся небюджетные средства, не все закупки проходят на аукционах. Решения о покупке некоторых товаров фонд принимает самостоятельно — у единственного поставщика.
В первую очередь нас удивили цены, по которым закупались музыкальные инструменты. Так, судя по информации на сайте госзакупок, 2 ноября фонд социальной поддержки населения купил для Таловской детской школы искусств баян. Конкурс по отбору поставщика с наименьшей ценой не проводился. Поставщик был единственным — некое ООО «Лазурит-Пром». Это ООО продало фонду баян «Юпитер — 1ДНВ» за 200 000 рублей.
Открыв сайт производителя баянов и сайты интернет-магазинов и выбрав именно эту модель баяна, мы неожиданно для себя увидели куда более скромные цены. В среднем баян «Юпитер — 1 ДНВ» продают за 50 000 — 55 000 рублей. Цены в 200 000 и даже в 100 000 рублей мы не встретили нигде вообще. Так что фонд соцподдержки, похоже, немного переплатил за баян…
А вот закупка, которая была проведена на электронном аукционе. Буквально на днях фонд соцподдержки купил для лискинской детской школы искусств малый концертный рояль Hoffmann («серия Proffessional модель Р-206», — уточняется в конкурсной документации). Начальную цену аукциона фонд определил в 2 500 000 рублей за инструмент. В итоге рояль был куплен у ООО «Нева — Саунд» за 2 375 000 рублей. Казалось бы, значительная экономия — целых 135 000 рублей.
Однако всё познаётся в сравнении. Изучив предложения музыкальных магазинов, мы обнаружили, что рояль той же марки, серии и модели можно купить и за 1 923 000 (в магазине музыкальных инструментов «Ре-Бемоль»). То есть на 452 000 рублей дешевле, чем это сделал фонд соцподдержки.
Конечно, возникает вопрос — почему же фонд соцподдержки на аукционе установил такую высокую начальную стоимость рояля, что поставщик, даже опустив её на 135 000 рублей, всё равно продал рояль с выгодой для себя?
Судя по конкурсной документации, фонд при установлении начальной цены аукциона провёл «анализ рынка». Фонд проанализировал предложения трёх поставщиков. И надо же — именно эти поставщики в тот момент были готовы продать такой рояль только за большие деньги — 2 478 000 рублей, 2 505 000 рублей и 2 517 000 рублей соответственно. Отсюда и начальная стоимость аукциона в 2 500 000 рублей.
Вот такое необычное совпадение. Которое наталкивает на грустные мысли об отношении к собранным на «Рождественских балах» средствах.
Вот почему нам бы очень хотелось, чтобы этот процесс стал прозрачным и понятным воронежцам, тем более, если на организацию бала тратятся бюджетные средства, то есть деньги налогоплательщиков.
Тем временем мы отправляем повторный запрос в департамент соцзащиты Воронежской области со всеми интересующими нас вопросами и надеемся, что эта попытка окажется более удачной.
Читать все комментарии