Бензин в Воронеже не будет дорожать до весны
Стоит ли автомобилистам радоваться этой новости?
Бензин на заправках не будет дорожать минимум до конца марта 2019 года. Такую, без преувеличения, сенсационную новость преподнесло автомобилистам правительство России, принявшее решение заморозить оптовые цены на топливо и ограничить наценки на бензин в розницу.
К каким последствиям на топливном рынке на самом деле может привести эти кардинальные меры и стоит ли радоваться автомобилистам – попробуем разобраться.
Какие решения по топливному рынку приняло правительство?
Глобальное решение по российскому топливному рынку было принято поздно вечером 31 октября на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака. На встрече присутствовали представители всех крупнейших российских топливных компаний (так называемых ВИНКов – вертикально интегрированных топливных компаний): «Роснефти», «Лукойла», «Сургутнефтегаза», «Газпрома», «Газпром нефти», «Татнефти», «Руснефти», ННК, Иркутской нефтяной компании и «Нового потока». По итогам совещания были приняты следующие решения:
1. Нефтекомпании и независимые нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) взяли на себя обязательство отгружать на внутренний рынок топливо не по реальным рыночным оптовым ценам, а по замороженным на уровне июня 2018 года. При этом поставки решено делать в объемах, на 3% превышающих уровень 2017 года. Такая мера будет действовать до 31 марта 2019 года (с возможностью продления).
2. С января 2019 года рост цен на бензин все-таки возможен. Однако по указанию правительства он не должен превышать уровень инфляции, то есть цены могут вырасти лишь на 3%. Для сравнения, только за 10 месяцев 2018 года, по данным Росстата, бензин в Воронежской области подорожал на 9,6%.
3. Крупные топливные компании теперь будут продавать бензин независимым АЗС не через биржу (как раньше), а фактически по прямым внебиржевым контрактам по замороженной цене. Правда, биржу никто не отменял. Просто крупные компании теперь не обязаны увеличивать поставки топлива на биржу. Кроме того, цену топлива на бирже никто не замораживал. Поэтому в случае нехватки бензина по прямым поставкам, независимые АЗС, если они захотят докупить топливо на бирже, должны будут делать это не по замороженным ценам, а по рыночным. И эти цены уже растут.
4. Разница между оптовой (так называемой индикативной) и розничной ценой на бензин должна быть не больше 4%. Тем АЗС, которые будут завышать эту цену, грозят большие неприятности со стороны контрольных и проверяющих органов (вплоть до закрытия). Дмитрий Козак уже пообещал провести масштабные проверки независимых автозаправочных станций (АЗС) по всей России (в том числе и в Воронеже). Причём целому ряду ведомств: ФАС, Роспотребнадзору и Росстандарту, поручено проверить не только соответствие цен на АЗС параметрам, заданным решениями правительства, но и качество топлива на заправках.
Главным образом такие меры правительства ударят по независимым АЗС. Больше половины заправок в Воронеже принадлежат независимым компаниям, не имеющим собственных скважин и нефтеперерабатывающих заводов и вынужденных закупать топливо у крупных игроков нефтяного рынка. Это ВТК, «Шелл», «Калина», «Донако» и ряд других более мелких частных заправок. Как именно меры правительства отразятся на независимых топливных компаниях, читайте в свежем номере «МОЁ!», который появился в продаже во вторник, 20 ноября.
Чем аукнется заморозка цен на бензин простым автомобилистам?
Для простых автомобилистов, с одной стороны, заморозка цен на топливо – это благо. Вряд ли автолюбителя должны волновать проблемы заправок, если он будет видеть, что ценники на АЗС не меняются. Но, с другой стороны, пока не понятно, к каким последствиям всё это может привести в 2019 году. Во-первых, после Нового года ожидается очередной рост акцизов на топливо. И с апреля, после того как ограничительные меры правительства перестанут действовать, цены на бензин могут резко взлететь. Таким образом топливные компании постараются компенсировать те убытки, которые они понесли на время заморозки цен.
Кроме того, при заморозке цен на топливо совершенно исключается возможность того, что бензин подешевеет. Случаи, когда цены на АЗС ползли вниз, хоть и редки, но всё же при рыночном формировании цен случались – особенно после очередных топливных кризисов.
Второе негативное последствие – это дефицит топлива. К примеру, в Воронежской области после снижения цен на дизельное топливо, отгрузки дизеля с НПЗ с начала ноября составили только 30% от потребностей АЗС.
Ну и наконец, если ряд независимых АЗС всё-таки не выдержат нынешних условий и закроются, мы столкнёмся с проблемой нехватки заправок. Особенно в мелких населённых пунктах, где крупным игрокам (типа «Лукойла» и «Роснефти») в принципе не выгодно содержать АЗС. Люди из деревень вынуждены будут ездить десятки километров до ближайшей заправки. Уменьшится и число АЗС в городах. А это неминуемо приведёт к увеличению очередей на заправках.
По мнению президента Ассоциации Топливного рынка Воронежа Алексея ТРЕПАЛИНА, всё это в конечном итоге приведёт к монополизации рынка крупными топливными компаниями (ВИНКами), которые получат в руки все козыри для манипулирования ценами, создания искусственного дефицита топлива и т. д.
Читать все комментарии