Прислать новость Магазин

Станет ли Воронеж «умным городом»

Цифровизация процессов жизнедеятельности города может значительно улучшить качество жизни горожан. Насколько Воронеж продвинулся в этом направлении?

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

23

Читать все комментарии

4041

Ровно год назад Минстрой России сформировал список из 18 территорий, где реализуют пилотный проект цифровизации городского хозяйства «Умный город». Не все воронежцы знают, что в этот список вошёл и наш город. Были утверждены и «Стандарты умного города», но какие разработки уже внедрены в Воронеже и для чего они нужны?

Главная цель проекта заявлена следующим образом: сделать города удобнее для жизни с помощью информационных систем и точечных смарт-разработок. Больше всего в Воронеже внедрено новшеств из раздела стандартов «Умный городской транспорт». Первым Минстрой в своей презентации указал систему администрирования городского парковочного пространства. В мэрии Воронежа поясняют: «Пропускная способность городских улиц – дефицитный ресурс. Поэтому введение администрирования парковочного пространства, как бы это не раздражало некоторых автолюбителей, заметно повышает «оборачиваемость» парковочных мест, ведь автомобилисты перестают хранить свои машины на обочинах проезжей части».

Кроме того, если до октября прошлого года воронежские водители никогда не знали заранее, свободно ли место на парковке там, куда они едут, то теперь на уличных городских парковках всегда есть несколько свободных мест. Систему планируется доработать, чтобы автомобилисты смогли увидеть информацию о наличии свободных парковочных мест в одном мобильном приложении и на городских парковках, и на иных популярных коммерческих паркингах города. А администрации города уверены, что данные меры заметно сократят вероятность возникновения пробок. Ведь раньше автомобилисты часто «накручивали лишние круги по городу» в попытках припарковаться, особенно в часы пик.

Затем согласно программе Минстрой рекомендует внедрить систему интеллектуального управления движением. Так получилось, что в Воронеже такую систему начали внедрять ещё до того, как наш город включился в пилотный проект Минстроя. Это произошло благодаря сотрудничеству с Японией. Японская система управления дорожным движением Artemis сейчас работает на десяти перекрёстках — от улицы Плехановской до Московского проспекта и от перекрёстка Плехановской и Кольцовской до памятника Славы.

Сам принцип, о котором нам рассказали в мэрии, — это установленные на специальных опорах датчики, которые в режиме реального времени передают информацию на сервер центра организации дорожного движения. Решения принимает уже не человек, а машина. Что же это за решения?

В первую очередь – время работы зелёного сигнала для автомобилей. Например, система видит, что на улице Лидии Рябцевой к светофору на перекрёстке с Московским проспектом подъезжают всего три машины. Соответственно, она сокращает время работы зелёного сигнала на светофоре на Лидии Рябцевой, и из-за этого увеличивается время работы зелёного сигнала светофора на Московском проспекте. Таким образом, «умные светофоры» регулируют уличное движение.

Также довольно давно в Воронеже работает и система автоматической фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения. По данным Центра видеофиксации ГУ МВД, в состав системы фотовидеофиксации административных правонарушений на дорогах области «КРИС-Воронеж» входят 187 комплексов, из них 98 стационарных, 86 передвижных, три мобильных. С 2013 года количество камер увеличилось вдвое. В 2018 году к ним прибавились 57 камер SOVA для мониторинга парковочного пространства, включая места, где парковка запрещена (газоны, тротуары, второй ряд и др.). В 2016 году в Воронеже появилась система фиксации нарушений «Азимут» (на улице Антонова-Овсеенко). Система не только определяет скорость, с которой водители едут по шести полосам, но и фиксирует пропускают ли они пешеходов на нерегулируемом переходе.

Совсем недавно в Воронеже начал работать каршеринг. Эта система в идеале позволяет одновременно создать комфортные условия для автомобилистов и разгрузить городские магистрали и дворы. В чем смысл? Допустим, некоторым жителям города машина нужна на два часа в неделю. В этом случае проще не покупать автомобиль, а периодически арендовать.

Цель каршеринга в том, чтобы в любое время в любом месте города можно было взять автомобиль в аренду, совершить поездку, а потом оставить его там, где удобно, оплатив услугу. Арендные машины будут ждать клиентов в том числе и на платных парковках. Представители оператора парковочной системы «Городские парковки» сообщили нам, что в Воронеже сейчас проходит этап интеграции с системой каршеринга.

Остальные сервисы для городской мобильности, которые предусматривает проект Минстроя, развиты в Воронеже не так хорошо, например, система отслеживания движения общественного транспорта. На сайте центра организации дорожного движения – coddvrn.ru есть онлайн-карта движения автобусов. Этими данными ЦОДД пользуются проекты VrnBus и BusTime.

Приживаются в Воронеже и «умные остановки» с возможностью получить информацию о времени прибытия автобуса, воспользоваться сетью Wi-Fi, зарядить телефон. Но пока таких остановок всего две – у Центрального рынка и на улице Ворошилова. В администрации Воронежа нам сообщили, что на данный момент бюджетных средств на установку таких павильонов не предусмотрено, идут переговоры с предпринимателями – владельцами киосков на остановках. Также возможен вариант заключения долгосрочного концессионного соглашения, где потенциального концессионера может заинтересовать возможность размещать на таких остановочных павильонах рекламу.

Олег КРОПАЧЕВ.