Покупатели глазами продавца воронежского магазина
Как видит покупателей продавец небольшого воронежского павильона? Об этом рассказывает студентка факультета журналистики ВГУ Алёна Размочаева, которая познакомилась с профессией изнутри
В магазин все мы ходим если не каждый день, то всё равно довольно часто. Замечаете, как отдали предпочтение гипермаркетам и супермаркетам? Тем не менее маленькие магазинчики товаров повседневного спроса ещё остались. В одном из таких мне, студентке факультета журналистики, пришлось поработать около двух лет, за которые удалось выявить различные типы покупателей и научиться некоторым секретам.
«Одно дело продавать одежду в бутике, другое — хлеб и колбасу»
В детстве я мечтала быть «магазинщицей» (в переводе с детского на русский язык — «продавцом»). Всё-таки наши мысли материальны, и теперь каждые выходные я стою в смешном фартуке за прилавком магазина «Восход» в трущобном районе Воронежа.
Многие считают, что быть продавцом стыдно, что это несостоявшиеся люди. Именно так мне сказал мой преподаватель в университете, у которого я писала курсовую.
А вот от сокурсников я не увидела пренебрежения, которого больше всего боялась. Ведь одно дело продавать модную одежду в торговом центре, а другое хлеб и колбасу, когда тобой постоянно недовольны, кричат и придираются: то не верят моим чекам, то хвостики у колбасы не обрезала, то туалетную бумагу несвежую продаю…
В первые дни работы меня, новенькую, недолюбливали, считали, что я неправильно дала сдачу или перевесила колбасу. Проблема была не сколько в том, что нужно держать в голове все цены, сколько в том, что нужно знать каждого покупателя или сканировать вошедшего в магазин, чтобы понять, чего ждать.
Света нетрадиционной ориентации
Самое сложное время работы — это утро, особенно первого после выходных рабочего дня. В помещении один вход, поэтому во сколько бы мы не открыли магазин, покупатели всё равно набегут моментально, даже если их не было видно на горизонте. Конечно, покупатели — это хорошо. Но работникам нужно открыть ставни, включить освещение на всех витринах, запустить кассовый аппарат, переодеться, в конце концов (ещё хотелось бы попить чай, но это в мечтах). Особенно я обожаю подобные вопросы на пороге перед открытием: «А есть колбаска мясная?». Люди, дорогие, я только что вошла в магазин, как и вы, здесь не была с прошлых выходных и понятия не имею, какая сейчас колбаса есть в наличии.
Удивляют также беспардонные мужчины и женщины, которые следом заходят в магазин, где ещё не успели зажечь свет, и в темноте просят две пачки «Примы». Я понимаю, может, очень хочется курить, но мне нужна минута, чтобы снять куртку и просто включить электричество.
Не люблю работать по будням. Признаться, утро бывает часто недобрым. Особенно потому, что перед самым открытием на пороге ждёт наша подруга Света «Стриж». Эта девушка — нетрадиционной ориентации, и работает недалеко от нас. Каждое утро она заходит к нам выпить кофе, покурить и поболтать. Света, как говорится, своя в доску, заходит к нам за прилавок и начинает заваривать себе «3 в 1»: лезет через мою голову, чтобы включить чайник, потом лезет подо мной, чтобы взять пакетик одноразового напитка, потом она идёт в подсобку, где ищет свою чашку через голову нашего «босса».
Затем начинаются рассказы из серии «как мы вчера бухали», среди них встречаются рассказы о воспитании ребенка её подруги. Этого я никак не могу понять. Я не осуждаю меньшинства, но как можно жить с женщиной и воспитывать её дочку-подростка?
Хуже всего, когда «Стриж» ругается со своей сожительницей и остаётся у нас пить пиво. Конечно, выручки растут, но я поражаюсь, как можно выпить одной 3 литра пива?! Затем у захмелевшей Светы «Стриж» начинаются байки «ни о чём». И пока она сидит с нами по ту сторону прилавка, покупатели часто просят её что-нибудь подать или показать: «Молодой человек, можно вас?». Коротко стриженую Свету это обращение приводит в замешательство. Ну а как ещё можно к ней обратиться, если последние лет 15 — 20 она носит только мужскую одежду?
«Попрошайничать мне мама разрешает»
Дети в этом районе, как говорил дядя Фёдор из «Простоквашино», «сами по себе, свои собственные». Один из таких мальцов — Никитос, 6 лет. Он всегда чумазый и голодный. Мне его было жалко. Заведу в подсобку, умою, завяжу шнурки, выслушаю его переживания, что с ним не хотят играть, прощу то, что ему не хватает пять рублей из шести. Но этот парень — ещё тот хитрец!
Никитос будет забегать весь день с тремя копейками и просить самое дорогое мороженое, большую пачку чипсов или киндер-сюрприз. Конечно, я не могу угостить его за свой счёт дорогими гостинцами. И я увидела, что он попрошайничает у магазина. Подходит к взрослым и говорит: «Дай денег!». Обаятельный мальчуган получает монетки, а то и «полтинники» и «сотки». Никитос не теряется и у нас в торговом зале — пока люди совершают покупки, он просит их купить шоколадку или лимонад. Конечно, жалко мальчишку и ему покупают гостинцы.
Однажды Никитос ушёл дальше, на остановку, ведь там больше людей, и у них можно больше попросить денег. Его забрала полиция и привела к матери. Но та не особо уделяет внимание воспитанию детей. У неё есть ещё один старший сын и, говорят, ещё несколько ребят у неё забрали в детский дом. Случайных покупателей поражает, что здесь попрошайничает ребенок, и они искренне мне выражают недовольство ситуацией. После этого я вызвала Никиту на разговор:
— Никит, мне люди говорят, что ты у них деньги просишь.
— Я не прошу, — буркнул мальчишка исподлобья.
— Ну я же вижу, что подходишь и просишь деньги. А попрошайничать плохо. Прекращай, а то я маме расскажу.
— Она мне разрешает, — взвизгнул Никита.
— Что разрешает? Гулять?
— Деньги просить! Она сама так делала, когда маленькая была.
И тут я села с открытым ртом. Что можно объяснять мальчику, которого учат попрошайничать?
Потом я уточнила этот вопрос у его матери, она подтвердила:
— Ну а чо? Пусть стреляют мелочь, мы малые тоже так делали.
Волосы дыбом встают.
Как это бывает с мальчишками, Никитос разбил лоб и у него появилась огромная шишка размером с ещё одну голову. Директор магазина обратился к маме разбойника:
— Ты бы ему помазала чем рану. Может, лучше его на скорой в больницу отвезти? Мало ли что, вдруг сотрясение.
— Не учи меня жить! Без тебя разберусь, — «тыкнула» она хозяину магазина, который годится ей в отцы.
«Многие считают, что я должна читать их мысли»
Бабушки делятся на две категории: те, что пришли за покупками (бабушки), и те, что пришли выплеснуть весь свой негатив (бабки).
Бабушки очень любят кошек и готовы тратить всю пенсию на корм для своих любимцев — друзьям, как говорит наша покупательница.
Меня поражает, что можно на 1 000 рублей купить еды для кошек, а себе взять лишь буханку хлеба. Надеюсь, остальные продукты они покупают в других магазинах или еду им привозят дети.
Бабки любят ковыряться и привередничать. Многие из них считают, что я умею читать мысли: они будут показывать пальцем в холодильник с колбасой и нужно понять, какую именно подать.
А ещё продавец обязан помнить, кто из покупателей какой товар обычно берёт, так и говорят: «Дай мою колбаску» или «Мои консервы». Нет, я, конечно, помню, что берут постоянные покупатели. Но какую колбасу брали у меня две недели назад при всём желании уже не вспомню.
И рыбку съесть, и косточкой не подавиться
Есть «бабушки», есть «бабки», а есть «бабы». Это женщины, которые будут орать на весь магазин, не разобравшись в ситуации. Такие бабы едко высказывают своё недовольство по любому поводу. Я виновата даже в том, что руководство нашего магазина, например, установило цену на сметану в 39 рублей, а в супермаркете она стоит аж на два рубля дешевле.
Однажды зашла женщина и начала меня крыть с порога, ругаясь, что я ей продала заплесневелый плавленый сырок. Но лично я, честно, видела эту женщину первый раз в жизни.
— Как же, прям в первый раз! — ехидничала покупательница. — Ты мне в понедельник сырок продала, а там прям плесень.
Мне пришлось объяснять ей, что я не работала в тот день и меня спутали со сменщицей Олей. Мы с ней и вправду очень похожи: обе светлые, круглолицые, носим одинаковую форму. Но покупательница так и не поверила.
Скорее всего, женщина хотела вернуть деньги или получить ещё один сырок. Дело в том, что мы всегда без проблем забираем плохой продукт (у нас его принимают поставщики), а покупателю либо возвращаем деньги, либо даём другой товар. Но есть мудрецы, которые хотят и рыбку съесть, и косточкой не подавиться. Приходят и говорят: «Колбаса была такая вонючая! Дайте мне другую на замену». При этом ту, «вонючую», не приносят, типа выбросили. То же самое произошло и в этот раз: женщина пришла без сырка. Но в таких случаях получить другой продукт нельзя.
«Есть алкоголики, которых хочется пожалеть»
Бывает и так, что от покупателей, мягко говоря, плохо пахнет. Иногда так плохо, что режет глаза. В смену моей напарницы у одной из покупательниц из штанины выпала фекалия. Пришлось закрываться и убирать.
Есть у нас такие пузырьки, типа аптечного боярышника или настойки перца, которые продаются вроде как для косметических целей. Но мы все прекрасно понимаем, для чего. За дешёвыми «фунфыриками» сбегаются местные алкаши. С ними работать очень тяжело. Они часто агрессивные, оскорбляют, просят в долг (и никогда его не отдают), могут кинуться драться. На этот случай у меня под прилавком лежит бита, правда, мне не приходилось её использовать.
Но бывают и алкоголики, которых хочется пожалеть. Есть у нас завсегдатай Саня-бомж. Он бросает пить и снова начинает, снова бросает и опять начинает. Он не стесняется спрашивать: «Есть что закусить?», то есть он не против пообедать чёрствым куском хлеба и просроченным кефиром. Я всегда, если есть, даю ему колбасных обрезков, залежавшихся фруктов, просроченного на день-два молока. (К слову, на самом деле желающих бесплатно получить просрочку много, даже из нормальных семей). Но вернёмся к Сане. Он молодой парень, ему нет и 30, когда он помоется и переоденется в чистую одежду — завидный жених! И не подумаешь, что на прошлой неделе он пьяный в грязи валялся возле магазина.
Бабушка Варя уже не заходит к нам в магазин. Очень жутко от неё пахнет, и она это знает. После неё не спасают освежитель воздуха и проветривание. У неё в квартире живёт несчётное количество кошек. Бабушка Варя подходит к магазину и останавливается. Только я её увижу — выбегаю к ней на улицу:
— Баб Варь, здравствуйте, вам, наверно, подняться тяжело. Что вам нужно? Я вынесу мигом.
Сухонькая бабушка с трудом формулирует мысль:
— Эту… кошкам…
— Одну? Сколько?
-Ээ… три.
— Молочка, может? Хлебушка?
— Хлеб.
— А у нас еще пончики есть, свежие. Положить парочку?
Машет рукой, мол, давай, и протягивает деньги. Я забегаю в магазин, собираю ей пакет, положу ей лишний пирожок. Хоть от запаха бабушки Вари можно упасть в обморок, но я чувствую гордость, что могу ей помочь. Ведь в некоторые магазины её просто не пускают. Не умирать же от голода старушке со стаей кошек.
Дедушка-солнышко и дед Коля-юморист
Да, есть у продавцов и любимчики. Это необязательно те, кто затаривается на приличную сумму. Лично я без ума от одного милейшего дедушки. Он похож на доброго сказочника, говорит он медленно, нараспев, а его смех такой тихий, но заразительный. Как бы я не была погружена в свои дела или расстроена, он одним своим видом и волшебной улыбкой поднимает настроение.
— Здра-а-авствуйте! Приказали купить… хе-хе… килограмм сахару, — говорит дедушка, отделяя каждый слог, а я подаю, — о-о, замечательно! А есть ли у вас конфеты «Солнышко»? — и старичок сам превращается в сияющее солнышко, когда я говорю, что конечно есть и взвешиваю, сколько нужно. — А вот мне нужны батарейки в пульт к телевизору, вот не помню какие…Куплю ещё не те, а бабка меня будет ругать, она у меня грозная женщина.
Затем он достаёт из сумки, которая висит у него на шее, телефон, нажимает на кнопку и звонит своей жене: «Мам, какие нам батарейки нужны? Пальчиковые? Да, понял». От дедушки-солнышка я заряжаюсь настроением и спокойствием, мы с ним говорим о погоде, о здоровье и он всегда пожелает успехов.
Нравится мне ещё один старичок — дед Коля. Это ещё тот юморист! Он каждый раз в шутку признается в любви, читает стихи, дарит шоколадки и оставляет щедрые чаевые (особенно, когда немного выпьет). А ещё смешно и цензурно ругается: «Ангидрид, твою перекись, марганца через стеклянную пробирку!».
Местные чудики
В этом районе достаточно много людей, которые имеют группу инвалидности, связанную с психоневрологическими заболеваниями. Раньше таких называли юродивыми. Я никого из этих людей не хочу обидеть, но они очень необычные.
Вот, например, Галя-дура. Она поражает даже самых заядлых курильщиков: настолько быстро курит, что можно было бы упасть в обморок. Причём берет она самые крепкие сигареты. Без них она совсем не может, если ей не хватает денег, она будет слёзно умолять дать ей в долг. Иногда она вполне обычная девушка: когда получает пенсию, очень любит покупать себе косметику, советуется со мной при выборе краски для волос, тщательно подбирает духи, тени, помаду. Очень любит красиво одеваться (по её мнению красиво). Как-то она хвалилась мне обновками — маечкой и топом без бретелей. Позже она надела сразу две вещи: маечку наверх, а топ — вместо юбки.
Заходит к нам одна бабушка. Иногда она нормальная, а иногда странная. В последнем состоянии она всё время говорит, что потеряла деньги, поэтому у нее есть запасной «кошелёк». Она привязывает к бюстгальтеру чулок и в нём хранит свои гроши. «Вот всё что положу сюда — остаётся, а не положу — вытаскивает кто-то постоянно», — так рассуждает старушка. И жалко её, вдруг правда теряет купюры на улице, а может у неё такая мания, будто её обворовывает кто.
Вечерние гости
Гена Сержант — щербатая улыбка, туфли с острыми носами под спортивные штаны. Ровно в 19.00 после работы он уже у нас и открывает бутылку пива. До закрытия 2 часа, всё это время он будет сидеть с нами, глушить литр за литром и любой разговор сведётся к его службе в армии. И Гена будет долго рассказывать свои героические истории. Многие из них он повествует уже по десятому кругу, и каждый раз в его байках по-новому приукрашается сюжет. Конечно, я буду делать вид, что внимательно слушаю и поражаюсь. А в общем он неглупый парень и с ним можно поболтать.
Затем в 20.00 заходит Алёша Большой. Большой мы его зовём из-за его размеров, при этом в свои 43 года он как ребёнок, у него инвалидность — отстаёт в умственном развитии. Он невероятный добряк, помогает нам выносить мусор. Страшно вечером идти за дом к контейнерам, а Алёшка никого не боится, здесь он свой.
Недавно он попал в сложную ситуацию: купил в кредит своему другу (каковым он его считал) дорогой смартфон. Почему в кабалу влез Алёша, если смартфон нужен был не ему, а 17-летнему пареньку? Дело в том, что парень не достиг совершеннолетия. Договорились, что выплачивать кредит мальчишка будет из своих финансов. Но он куда-то уехал из района, ни разу не заплатив взноса, и его никто не может найти. И теперь наш добряк Алёша выплачивает со своей пенсии кредит.
Вот он приходит нам помогать выносить мусор, а мы ему за это кофе наводим, даём что-нибудь вкусненькое. Алёша настолько счастлив, когда ему дают пластиковый стакан с горячим напитком и кусочек «Наполеона». Его широкое гладкое лицо озаряет огромнейшая улыбка, и он готов целовать мне руки.
Конечно, я нервничаю на работе, а алкоголики, которые обзывают меня бранными словами, выводят из себя. Но по многим покупателям я даже скучаю, когда их долго нет. Многие из них стали мне как семья и друзья. Скоро наш магазин закроется из-за нерентабельности. Но думаю, вряд ли я пожалею, что пришлось здесь поработать. Ведь я научилась общаться с большим потоком совершенно разных людей, а главное — научилась терпимости.
Читать все комментарии