Прислать новость Магазин

Пенсионер из Черноземья за копейки построил вертолёт по собственным чертежам

Валентин Зыбин готовит самодельную «Чайку» к первому полноценному полёту

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

28

Читать все комментарии

13021

70-летний Валентин Зыбин всегда хотел стать покорителем неба. Но жизнь сложилась так, что воплощать свою мечту он стал только на пенсии. Иметь собственный летательный аппарат - невероятно амбициозная цель для российского пенсионера, всю жизнь пахавшего на земле. Но белгородцу Валентину Зыбину это удалось. Он создал собственный вертолёт, который обошёлся ему совсем недорого - всего 35 тысяч рублей.

Самое дорогое - мотор от автомобиля

Долгая, кропотливая работа – разработка чертежей, поиск необходимых деталей в других регионах, сборка и первые испытания – уже позади. Конструктор любовно демонстрирует своё творение изнутри и снаружи. Система управления вертолётом укомплектована: приборная доска, рация, рычаг, педали, управляющие хвостом. К самой конструкции осталось приладить только двери – все остальные детали наконец на своих местах. Хотя найти и привезти их было не так просто. Например, чтобы в целости и сохранности доставить из Сочи лопасти, размах которых составляет 7,6 метра, Валентин Викторович соорудил специальное устройство для их перевозки на автомобиле. Раньше лопасти служили американскому вертолёту, а теперь обретут вторую жизнь в летательном аппарате Валентина Зыбина. Есть в его самодельном вертолёте детали и других видов транспорта. Кабина принадлежала двухместному самолёту «Бекас», а мотор – автомобилю ВАЗ-2109.

Кстати, именно мотор оказался самой дорогой частью вертолёта – на него у конструктора ушло четыре тысячи рублей. Но что это в сравнении с ценой готового воздушного судна? Валентин Викторович поначалу рассматривал вариант покупки вертолёта, но сумма в семь миллионов рублей за технику, состояние которой оставляет желать лучшего, заставила пенсионера передумать и взять всё в свои руки. Тем более соответствующее образование у Зыбина есть: в прошлом мужчина экстерном освоил программу Волчанского филиала Запорожского училища лётчиков ДОСААФ, хотя работал всегда по другой профессии.

Нашему корреспонденту разрешили посидеть в кабине "Чайки"
Фото: Анна КИРЕЕВА

Любовь к технике – в труде и на досуге

Вопреки силе земного притяжения Валентина Викторовича с юных лет тянуло в небо. Но получилось, как это часто бывает в жизни, совсем наоборот: рабочую молодость мужчина посвятил земле. А точнее, сельскому хозяйству. Сначала окончил сельскохозяйственный техникум, затем – Харьковский институт механизации сельского хозяйства. Уверенными шагами прошёл путь от тракториста до главного инженера в колхозе имени Фрунзе. С техникой Валентин Викторович всегда обходился профессионально, за что и уважали его подчинённые: «Погляди-ка, начальник, а в кабину трактора садится, работает лучше тракториста!»

Есть в биографии Зыбина и педагогическая страничка. Из колхоза пришлось уйти – ездить туда из посёлка Октябрьский, где с семьёй жил мужчина, было слишком уж далеко. После увольнения инженер передавал опыт будущим трактористам в Октябрьском учебном комбинате. Но бывший начальник, председатель колхоза имени Фрунзе Василий Яковлевич Горин советовал вернуться в производство: «Педагогика — не твоё, заскучаешь».

Почти все работы Валентин Зыбин проводит во дворе своего дома

И Валентин Зыбин вернулся. Несмотря на окончание училища лётчиков, к которому лежала душа, снова окунулся в кипучую сельскохозяйственную деятельность. Ответственная роль главы большой семьи обязывала – к тому времени у Зыбина уже было трое детей.

Пять лет проработав председателем колхоза в Харьковской области, Валентин Викторович вновь приехал на родину и продолжил профессиональный путь сначала в качестве директора ремонтно-технического предприятия, а затем – генерального директора совхоза «Дмитротарановский» в Октябрьском.

Но мечты о небе не отпускали. Ещё работая в Харьковской области, Зыбин всё свободное от работы время проводил в Харьковском авиационном спортивном клубе. А по возвращении на родину принял решение открыть авиационно-технический спортивный клуб ДОСААФ на базе совхоза. Появился в Октябрьском и небольшой аэродром. Здесь устраивали уроки прыжков с парашютом для детей, катали школьников и ветеранов на самолётах. Во владение клуба передали самолёты Ан-2, ПЗЛ-104 «Вильга-35», Як-52, вертолёты МИ-2. Но и за штурвалом Валентин Викторович о сельском хозяйстве не забывал – с самолёта обрабатывал подсолнечник в колхозе Василия Горина.

Лети, «Чайка»!

Покорив земную стихию, Валентин Зыбин ушёл на пенсию. А теперь уже почти готов к покорению стихии воздушной на собственном вертолёте. Конструировать его помогали Валентину Викторовичу знакомые ребята из СТО, а также жена и старший сын. Семья у Зыбина большая – семеро внуков уже ждут первого взлёта дедушкиного творения. Сейчас «Чайка» (название красуется на носу вертолёта) готовится «расправить крылья» и воспарить над землёй. По словам Валентина Викторовича, произойдёт это уже осенью. А пока предстоит доработать некоторые технические нюансы и официально зарегистрировать воздушное судно самостоятельной постройки. И «Чайка» весёлым вращением лопастей возвестит о своём первом полёте.


В ТЕМУ

Черноземье славится народными умельцами, которые особую слабость питают к технике, в частности к авиационной. Мы уже рассказывали о жителе села Никольское Владимире Мартиросяне, который собственноручно соорудил вертолёт и легкомоторный самолёт. Для отца десятерых детей конструирование летательных аппаратов – хобби. Мужчина с детства мечтал связать жизнь с небом, но неидеальное зрение заставило выбрать другой жизненный путь. В отличие от Валентина Зыбина, Владимир образования, связанного с авиацией, не имеет. Но это не помешало главе большого семейства сесть за скачанные из интернета учебники и освоить азы самолётостроения. «Построить самолёт может каждый. Главное — захотеть!», – убеждён Владимир.

А плотник из Тамбовской области Виктор Горбунов, своими руками собрал из металлолома трактор. Кстати, справился Виктор Александрович вовсе без чертежей. Да ещё и усовершенствовал машину с помощью плуга, картофелекопателя и опрыскивателя. И односельчан вдохновил своим примером на аналогичные конструкторские свершения.

Автор:

Анна ШАЦКАЯ

Виктория МОРОЗОВА