Как в Воронеже организовано обучение особенных детей?

Что нужно знать родителям детей с диагнозом РАС, чтобы обеспечить своему ребёнку реализацию права на получение образования

12.10.2023 11:44
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Как в Воронеже организовано обучение особенных детей?

В Воронеже более 350 детей с РАС обучаются в ресурсных классах. Как обучают особенных детей? Кто такой тьютор и как его получить? Что делать, если школа отказывается зачислять в класс особенного ребёнка? На эти и другие вопросы ответила руководитель департамента образования Воронежской области Наталья Валерьевна Салогубова.

Как учатся дети с РАС?

По российскому законодательству обучение детей с аутизмом может быть организовано как совместно по индивидуальному плану с другими обучающимися, так и в отдельных классах или в отдельных образовательных организациях, которые реализуют исключительно адаптированные общеобразовательные программы.

В Воронежской области на протяжении 8 лет реализуется образовательная модель «Ресурсный класс», которая позволяет создать оптимальные условия обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) с использованием инклюзивных подходов. Все школы, в которых обучаются дети с аутизмом, разрабатывают адаптированные программы в соответствии с требованиями федеральных стандартов.

Ресурсные классы — что это?

Ресурсный класс не является классом в общем понимании. Это скорее комплекс специальных образовательных условий: специально оборудованное зонированное пространство, команда квалифицированных педагогов, специальное оборудование, позволяющее адаптировать учебный материал в соответствии с потребностями каждого обучающегося и организовывать коррекционно-развивающую работу и другие условия, необходимые для оказания помощи и поддержки ученику с аутизмом. При этом дети зачисляются в обычные классы, а в пространстве ресурсного класса организуется коррекционно-развивающая и индивидуальная работа.

Таким образом, у детей часть уроков проходит в ресурсном классе, а часть — в общеобразовательном со сверстниками. Учитель ресурсного класса, являясь учителем-дефектологом, может вести занятия в небольших группах или заниматься индивидуально с каждым ребёнком. Ресурсные классы, которые создаются в школах, являются площадками для осуществления индивидуального психолого-педагогического сопровождения обучающихся, испытывающих трудности при освоении образовательных программ, а не только детей с аутизмом.

Как получить тьютора и программу обучения?

Тьютор — это специалист, который сопровождает ребёнка с РАС во время нахождения в школе, помогает ему. Необходимость тьюторского сопровождения ребёнка и вариант адаптированной программы обучения устанавливаются заключением психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Как правило, детям с РАС рекомендуется тьюторское сопровождение, но подходы к его реализации очень индивидуальны. Тьютор может сопровождать от 1 до 6 обучающихся, эта норма закреплена в законе. Школа имеет возможность внести изменения в штатное расписание и ввести должность тьютора только на основании предоставленного родителями заключения ПМПК и приказа о зачислении обучающегося. Соответственно, при наличии такого ребёнка начинается подбор и подготовка специалистов.

Тьюторы — очень редкая педагогическая специальность. Они не только принимают участие в реализации адаптированных образовательных программ, но и учат ребёнка искать информацию и правильно распределять ресурсы для обучения, оказывают ему педагогическую поддержку, при необходимости готовят для ребёнка индивидуальные учебные пособия к уроку.

Имеет ли право ребёнок с РАС ходить в обычный класс?

Ребёнок с РАС имеет право посещать класс, в который он зачислен. Однако, как и в других областях жизни, право одного ребёнка не должно нарушать права других детей. Инклюзивное обучение может быть полезным и эффективным только тогда, когда ребёнок с особенностями развития освоил правила учебного и социально приемлемого поведения и готов участвовать в общей учебной деятельности. Когда эти навыки не сформированы в достаточной мере, эффективнее организовывать работу в индивидуальном формате. Модель специального ресурсного пространства должна максимально адаптировать детей к обучению в обычных классах.

Чем детям с особенностями развития помогает учёба в обычных классах?

Жизнь ребёнка-школьника и его семьи проходит не только в школе и состоит из многих аспектов. И пожалуй, главной целью школы является формирование у ребёнка навыков, которые он сможет использовать в повседневной жизни (например, навыков общения). Ребёнку с РАС, который ходит в школу вместе с обычными детьми, гораздо проще ощущать себя частью общества. Но само по себе пребывание ребёнка с аутизмом или другими особенностями развития в школе не гарантирует, что он эффективно овладеет академическими навыками. Обучение в ресурсном классе, адаптированная программа, помощь тьютора, а также присутствие типично развивающихся детей в качестве модели для подражания и среды для общения помогают особенному ребёнку быть более успешным в освоении школьной программы, способствуют формированию и развитию коммуникативных навыков, расширению жизненного опыта и лучшей социализации.

Как записать в школу ребёнка с РАС?

По российскому законодательству решение о том, в какой школе будет учиться ребёнок, принимают его родители — они могут выбрать школу по месту жительства или коррекционную школу. Для детей с РАС необходимо создание особых условий, и процесс этот сложный, длительный и затратный — нужны особое финансирование, подготовка кадров, материально-техническое оснащение.

Организация обучения ребёнка в школе начинается с обследования в ПМПК. Целесообразно пройти обследование в период с ноября по март. По итогам обследования специалисты ПМПК проконсультируют родителей и выдадут заключение с рекомендациями для школы. Чтобы у школы было больше возможностей провести работу по созданию комплекса специальных образовательных условий, заключение ПМПК должно быть предоставлено школе своевременно.

Примечание: для прохождения ПМПК вам понадобятся заключения участкового врача-психиатра с диагнозом и заключения узких специалистов (окулиста, лора, хирурга и т. д.). Для того чтобы психиатр выдал справку с диагнозом для ПМПК, как правило, нужно пройти обследование, которое проводится в условиях дневного (или обычного) стационара детского отделения психоневрологического диспансера в течение полутора — двух месяцев. Чтобы попасть на это обследование, записаться на него нужно минимум за 2 — 3 месяца. С заключениями всех специалистов (они должны быть исключительно из государственной поликлиники, заключения частных врачей ПМПК не принимает) вам нужно будет прийти в ПМПК, чтобы записаться на прохождение комиссии, срок ожидания может составить от месяца до двух. Таким образом, чтобы в марте подать все документы для записи ребёнка с РАС в школу, начать процесс оформления документов нужно как минимум за год.

Что делать, если школа отказывается от ребёнка с РАС?

В случае если родители заблаговременно пришли с ребёнком на обследование в ПМПК, зарегистрировали свой запрос на обучение ребёнка с использованием образовательной модели «Ресурсный класс» в государственном бюджетном учреждении Воронежской области «Центр психолого-медико-педагогической и социальной помощи» либо своевременно написали заявление о приёме в школу по месту жительства и обучении ребёнка по адаптированной основной общеобразовательной программе, а также предоставили заключение ПМПК в образовательную организацию, школа обязана обеспечить помощь специалистов психолого-педагогического сопровождения в освоении ребёнком адаптированной программы, используя свои кадровые ресурсы или в рамках договора о сетевом взаимодействии, привлекая ресурсы тех образовательных организаций, где есть такие специалисты.

По общему правилу в приёме в государственную или муниципальную школу может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В этом случае родители или законные представители ребёнка для решения вопроса о его устройстве в другую школу обращаются в департамент образования.

СПРАВКА «Ё!»

В каких школах и детсадах Воронежа обучают детей с РАС

В управлении образования и молодёжной политики уточнили, что в Воронеже в соответствии с государственной программой Воронежской области «Доступная среда» и комплексной программой «Аутизм. Маршруты помощи» на базе 19 общеобразовательных школ открыты региональные инновационные площадки по направлению «Обучение детей с расстройствами аутистического спектра с использованием технологии прикладного поведенческого анализа», на которых созданы специальные условия (среда, кадры, оборудование) получения образования детьми с РАС:

  • МБОУ СОШ № 3, 6, 14, 19, 25, 29, 37, 39, 42, 70, 71, 79, 85, 88, 90, 92, 93, гимназия им. А. Платонова, лицей № 5.

Специализированные группы для детей с РАС дошкольного возраста функционируют в следующих учреждениях: 

  • центры развития ребёнка — детские сады № 66, 196, 198, детские сады комбинированного вида № 29, 153, 143, 167, детские сады общеразвивающего вида № 47, 93, 147, 49.

Распределение детей в ресурсные классы и группы осуществляет Центр психолого-педагогической медицинской и социальной помощи, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Берёзовая Роща, д. 54, тел. 235-21-10. По вопросам обучения детей в ресурсном классе или группе родителям (законным представителям) рекомендуется обращаться в указанное учреждение.

«РАСскажиМОЁ» — социальный проект, направленный на оказание информационной помощи семьям, столкнувшимся с диагнозом РАС. Мы спрашиваем у лучших специалистов города, как проверить ребёнка на РАС, как поступить, если диагноз уже поставлен, какая помощь государства вам положена и как её получить, где найти моральную поддержку. Мы публикуем опубликуем истории родителей, воспитывающих особенных детей. Если вы хотите стать героем проекта и поделиться своим опытом, напишите нашему журналисту: elenaivanova.press@mail.ru

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках», а видео смотрите в RuTube и «VK Видео».