ЕСТЬ МНЕНИЕ. «А чиновников и РВК «за вонь» разве не накажут?»
Власти изначально скрывали информацию о ЧП
Всё время, пока развивалась история с ЧП на Левобережных очистных сооружениях, я ждала, когда проснётся наша надзорно-правоохранительная система. Однако, похоже, из начальства местных прокуроров и следователей на левом берегу никто не обитает, а ветер дул не в сторону Москвы, и до Бастрыкина не долетело. Воронежские прокуратура и СКР молчали солидарно с воронежским «Водоканалом», мэрией и облправительством.
Они остались непробиваемы и после душещипательных объяснительных, наконец предъявленных населению РВК и мэрией о «диверсии». Показательной порки от губернатора Александра Гусева («ущерб посчитаем», «буду настаивать на возбуждении уголовного дела» — это о «диверсанте»). После вписавшегося в историю изречения о «негодяях с левого берега» от министра ЖКХ Евгения Бажанова... Мэр наш Вадим Кстенин, помнится, тоже из бывших начальников региональной коммуналки. Так что все собрались товарищи подкованные.
Читая материал Романа Прыткова и наблюдая за этой дикой петрушкой, я понимала: общий принцип воронежской надзорно-правоохранительной системы и власти — молчание ягнят. Молчание даже тогда, когда пришли волки, и безволие признать неправильность своей тактики и её изменить.
Вот только в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) и Уголовном кодексе РФ есть названия и наказания для всех, а не только для «диверсантов-негодяев».
***
Во-первых. Мало того что власти изначально скрывали информацию о ЧП на ЛОС. Что конкретно случилось, что за «химию» спустили в канализацию и в какой концентрации, что за гремучая смесь витала в воздухе, которым мы дышали неделю — нам не сказали до сих пор. Хотя знать об этом — наше конституционное право. Статья 42: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии (…)».
Дальше там о возмещении ущерба, но это пока из области космоса. Больше того. Федеральный закон от 10 января 2002-го № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» — статья 4.3 — говорит прямо: информация о состоянии этой среды — общедоступная, а исполнительная власть всех уровней публикует её для народа в открытом доступе. В том числе о состоянии воздуха, источниках и объёмах загрязняющих веществ. Исключение — гостайна, но в Законе РФ «О государственной тайне» ничего не написано про канализацию и вонь.
Зато в статье 8.5 КоАП РФ написано об этом: за «сокрытие, умышленно искажении или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды» надо штрафовать: должностных лиц — на три — шесть тысяч рублей, юридических — 20 — 80 тысяч. И дело не в суммах, а в самом факте. В Госдуме, кстати, сейчас рассматривают законопроект о приличном повышении этих штрафов — до 30 тысяч и 200 тысяч рублей соответственно. А для рецидивистов — до полусотни тысяч с дисквалификацией и до 300 тысяч рублей.
Во-вторых. То, что от нас всё старались скрыть, — на поверхности. За состоянием окружающей среды обязаны следить не только санитарные врачи и Росприроднадзор — метерологи тоже. И если ни в одном из этих уважаемых ведомств правда «ничего не замечали», «считали, что всё в норме», «ждали жалоб от населения» — вопрос к компетентности их «должностных лиц» минимум.
С РВК отдельная история. Проблема в том, что набором умных фраз вроде «залповый сброс сточных вод», «нарушение тампонирования сетей» себя и выдали: прекрасно знали, но надеялись, что «само рассосётся». «Залповый сброс» — если на пальцах — это максимальный объём слитых сточных вод, который не приведёт к аварийной ситуации. Тут же «слив» явно вышел за рамки «залпа» — иначе бы активный ил не помер. Что делают РВК? Они «тампонируют сеть»: замуровывают её. В то время, когда граждане на левом берегу уже одуревают. Гражданам не дают разумных объяснений, не бегут в прокуратуру — ягнята молчат, даже когда «диверсанты» пришли опять. Гендиректор «РВК-Воронеж» Олег Николаенко 15 лет отработал в нефтянке и, наверное, об «окружающей среде» и её «охране» что-то знает.
В-третьих. Крупные промпредприятия, которые в сутки в среднем сбрасывают от 30 кубов сточных вод, обязаны подавать особые декларации в ту организацию, с которой у них договор на водоотведение: Постановление Правительства РФ от 29 июля 2013 № 644в. В декларации прописывается состав и свойства сточных вод, и предприятие (абонент) обязуется не отступать от них весь предстоящий год. А воронежский «негодяй с левого берега», как нам сообщили, «предприятие крупное».
По другому постановлению правительства РФ — от 22 мая 2020-го № 728 — планово проверять абонента водоотводящая организация не может чаще 1 раза в календарный месяц и реже 1 раза в календарный год. А вот если её приборы контроля вдруг покажут, что сливаемое по факту отличается от задекларированного или что и вовсе спустили «запрещёнку» — может быть проверка вне очереди.
Ключевое слово — «может». При «аварии, повреждении или выходе из строя централизованной системы водоотведения или её отдельных объектов» внеплановая проверка ДОЛЖНА быть. «Аварии», по словам мэрии и РВК, у нас не случилось. Но то, что «негодяи» как минимум повредили сеть и вывели центральную канализацию из штатного режима, — чиновники и «Водоканал» сказали сами.
И думаю, не мне одной кажется, что пахнет тут не только фекалиями, но и «неисполнением или ненадлежащим исполнением должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе» с существенным нарушением прав и законных интересов граждан и общества с государством как минимум. Статья 293 УК РФ «Халатность».
А впрочем. Вонь, «химические вещества», обязаны/должны и прочие головные боли с этим народом — горе горькое для бедных чиновников. Фаина Раневская прекрасно сказала: работа у них самая вредная. Во всех смыслах.
Читать все комментарии