За «негодяев с левого берега», сливших в канализацию опасную химию, «РВК-Воронеж» наказали по четырём статьям
Статьи административные. А самих негодников, едва не учинивших экологическую катастрофу, нам не назвали до сих пор
Редакция «МОЁ!» получила ответ на запрос об апрельском экологическом ЧП на левом берегу из Центрально-Чернозёмного межрегионального управления Росприроднадзора. Помните — несколько дней невыносимой вони? Администрация города и «РВК-Воронеж» уверяют, что всё хорошо, на ЛОС никаких аварий. Но когда амбре достигает неприличных оттенков, а улицы затягивает чем-то странным, признают: некое предприятие совершило залповый сброс сточных вод с повышенным содержанием химических (вариант мэрии — загрязняющих) веществ в главный левобережный коллектор: между улицами Остужева и Димитрова. В результате в Левобережных очистных сооружениях погиб активный ил, перерабатывающий то, что смывают в туалет. Чиновники и коммунальщики заявляют, что предполагаемый виновник — некое крупное промышленное предприятие — установлен. Вписавшееся в историю изречение о «негодяях с левого берега» — это от областного министра ЖКХ и энергетики Евгения Бажанова. Губернатор Александр Гусев грозит «передать материалы в правоохранительные органы» и лично «настаивать на возбуждении уголовного дела».
Нарушения — от градостроительных до водных
Я тогда сразу писала, почему эта история может отдавать в том числе 293-й статьёй УК РФ о халатности. Крупные промпредприятия, которые в сутки в среднем сбрасывают от 30 кубов сточных вод, обязаны подавать особые декларации в ту организацию, с которой у них договор на водоотведение, это чётко закрепляет постановление правительства РФ от 29 июля 2013 № 644в «Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения». В декларации прописывается состав и свойства стоков, и предприятие (абонент) обязуется не отступать от них весь предстоящий год. По другому постановлению правительства РФ — от 22 мая 2020-го № 728 о правилах контроля состава и свойств стоков — планово проверять абонента «водоотводящая» организация не может чаще 1 раза в календарный месяц и реже 1 раза в календарный год. Если же её приборы контроля покажут, что сливы отличаются от задекларированных — может быть проверка вне очереди.
За водоотведение и, значит, за контроль «абонентов» у нас отвечает «РВК-Воронеж». В апреле 2022-го он приступил к управлению ЛОС, в сентябре 2022-го получил в концессию: эксплуатирует их и инвестирует в них. Передал же ЛОС водоканалу город: муниципалитету они принадлежат с марта того же года. Прошло три месяца. «Негодяи» не названы, информации об уголовных делах — ноль. В областном главке МВД нашему вопросу о проверках с их стороны удивились. В «РВК» и региональном управлении СКР на редакционный запрос пока не ответили. В региональной прокуратуре сообщили, что переслали его в прокуратуру городскую и в полицию.
Пока правоохранители увлечены перепиской — смотрим, что выяснил Росприроднадзор. Внеплановая проверка ведомства «РВК-Воронеж» продолжалась больше месяца — с 13 мая по 20 июня (по поручению областной прокуратуры, кстати). Результат — цитата: «выявили многочисленные нарушения природоохранного законодательства» как самим юрлицом, так и отдельными должностными лицами. Сразу на четыре статьи КоАП РФ: 8.1 — несоблюдение экологических требований при градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, часть 1 статьи 8.4 о нарушении законодательства об экологической экспертизе, часть 1 статьи 8.2 о нарушениях в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства, часть 1 статьи 8.14 о нарушении правил водопользования. Всё связано с эксплуатацией Левобережных очистных сооружений.
Ущерб водохранилищу на миллиарды
На сколько и кого в итоге наказали, в Росприроднадзоре нам не ответили. Сказали лишь, что «РВК-Воронеж» выдали предписание устранить нарушения, его исполнение на контроле. Но по некоторым тем статьям штраф для юрлица может доходить до 250 тысяч рублей, и, более того, его работу могут приостановить на срок до 90 суток.
Какую именно дрянь в апреле спустили в канализацию, в какой концентрации, насколько она превышала верхние пределы, в Росприроднадзоре не сказали тоже. Однако в сообщении на официальном сайте ведомства написано, что анализ показал «наличие значительных превышений», ущерб водохранилищу ещё предстоит подсчитать. Там же — подробности нарушений, которые нашли при проверке: у водоканала не было разрешительных документов на сброс стоков, реконструкцию объектов и строительство нового цеха ЛОС он вёл без должного оформления проекта и положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Ну а сами-то «негодяи» — кто, и с ними что сталось? А по этой части, заявили нам в Росприроднадзоре, они не уполномоченные: оперативно-разыскные мероприятия — не к ним.
Ответ Центрально-Чернозёмного межрегионального управления Росприроднадзора на запрос «МОЁ!» подписан временно и.о. замруководителя Еленой Дробиловой. Ответов на ключевые вопросы снова — нет. При том, что речь о здоровье населения города-миллионника. По данным природоохранного ведомства, «РВК-Воронеж» входит в топ-300 предприятий, которые эксплуатируют объекты с наиболее негативным влиянием на окружающую среду с «чрезвычайно высоким риском». И речь о Левобережных очистных сооружениях. В мае Росприроднадзор подал к водоканалу иск в арбитраж за причинение вреда почве на 2,3 миллиона рублей. А 28 июня выиграл процесс у ЛОС на 5,9 миллиарда (!) рублей — за ущерб водохранилищу, причинённый сбросом загрязняющих сточных вод. Иск подан в апреле 2023-го и касался претензий за 2020 — 2021-й. В решении суда написано, что ещё в июне 2023-го «Росприроднадзор» направил предприятию претензию: оплатите, мол, добровольно. Но прождав девять месяц, пошёл в суд. В этот период, напомню, очистные сооружения уже принадлежали мэрии и эксплуатировались «РВК-Воронеж». В суде ЛОС нарушения водного законодательства со своей стороны, в общем, и «не оспаривали». А 30 октября 2023-го «Росприроднадзор» отсудил у них ещё 705,6 миллиона рублей — долги по плате за негативное воздействие на окружающую среду. При этом, по данным из открытых источников, выручка Левобережных очистных сооружений за 2022-й год — 58 миллионов, но итогу они в убытках на 4,4 миллиона. Данных за прошлый год нет, однако чистая прибыль стратегического экологического предприятия Воронежа находилась в минусе с 2019-го.
В воронежское «море», друзья, лучше не соваться. А редакция «МОЁ!» ждёт от правоохранительных органов комментарии по апрельскому ЧП.
Читать все комментарии