Смогут ли в Воронеже реанимировать троллейбус
В отличие от проекта метро проект реконструкции подстанций и поставки в Воронеж новых троллейбусов с возможностью автономного хода куда более реален. Не хватает одного — денег
Городские власти планируют привлечь к развитию воронежского троллейбуса холдинг «Синара». Об этом мэр Воронежа Вадим Кстенин сообщил в начале марта на заслушивании программ кандидатов на должность главы города. Он добавил также, что скоро будет заключено «соглашение о проработке возможности концессии» с «Синарой» и что предварительное согласие от компании уже получено. «МОЁ!» решила выяснить, останется ли проект идеей, как это было в случае с метрополитеном, или у воронежского троллейбуса всё же есть шансы выжить и развиваться. Истина оказалась посередине.
Итак, воронежский электротранспорт сегодня это 48 троллейбусов, в том числе 15 полученных на безвозмездной основе в 2020 году из Москвы. В работоспособном состоянии находятся только 29 из них. Максимальный выпуск на три оставшихся маршрута (7,11 и 99) — 24 троллейбуса. На балансе «Воронежпассажиртранса» сейчас 31 тяговая электроподстанция мощностью 69 386 кВА. Мощность, необходимая сегодня для работы троллейбуса — 42 505 кВА. Казалось бы, резерв есть. Но, как сообщили нам в управлении транспорта, так как энергохозяйство не ремонтировалось с советского времени, оно может выдержать максимум 50 троллейбусов на линии.
Также, как сообщает мэрия, троллейбус глубоко убыточен. Себестоимость организации троллейбусных перевозок в прошлом году составила порядка 87 млн рублей, при этом доход — более 27 млн руб. Впрочем, эти убытки покрывает сам «Воронежпассажиртранс» — за счёт доходов от размещения на световых опорах кабелей интернет-провайдеров и от аренды.
Холдинг «Синара» сейчас выпускает как электровозы и скоростные поезда, так и троллейбусы, автобусы и электробусы. По замыслу городских властей, компания может привести в порядок существующие подстанции, возможно, где-то установить новые, проложить между подстанциями новые кабельные линии и поставить Воронежу новые троллейбусы с возможностью автономного хода.
С технической точки зрения это реально. Недавно компания полностью реконструировала трамвайную сеть Таганрога и закупила для неё 50 трамваев. Реконструкция трамвая планируется также в Ростове-на-Дону. В Челябинск «Синара» сейчас поставляет троллейбусы собственного производства.
Проблема, как всегда, в деньгах. Смысл концессии будет заключаться в том, что «Синара» вкладывает во всё перечисленное выше собственные средства (по некоторым оценкам — порядка 8 миллиардов рублей). Но под твёрдые гарантии, что город за несколько лет вернёт ей эти деньги с прибылью.
Даже если городские власти заменят главные автобусные маршруты муниципальными троллейбусными и даже если продлят троллейбусные маршруты за счёт автономного хода до традиционных автобусных конечных, крайне велик риск свалиться в убытки. Как нам дали понять, вся надежда на федеральный центр. Точнее, на то, что можно будет получить большую часть средств на покупку новых троллейбусов и реконструкцию энергохозяйства по нацпроекту «Безопасные качественные дороги».
Многое, как нам кажется, будет зависеть от лоббистских возможностей самой «Синары». Так как покупателями троллейбусов в основном могут стать только муниципалитеты, компания заинтересована в том, чтобы городские власти получили деньги из бюджета.
СПРАВКА «Ё!»
Холдинг «Синара» объединяет несколько компаний и занимает 64 место в рейтинге крупнейших частных компаний России на 2020 год по версии журнала Forbes. История компании началась в 2004 году с создания на базе одной из площадок завода «Уралмаш» Уральского завода железнодорожного машиностроения. Сейчас в состав холдинга входят, в частности, Людиновский тепловозостроительный завод и Калужский машиностроительный завод. По данным ТАСС, в 2022 году чистая прибыль компании составила 9,65 миллиарда рублей.
Читать все комментарии