«В постановке старых зданий на госохрану объектов должна быть логика»

18.04.2018 21:33
МОЁ! Online
10

Читать все комментарии

В Воронеже насчитывается несколько сот зданий, переживших Великую Отечественную войну. Среди них масса таких, которые несут на себе отпечаток эпохи. Именно глядя на эти двух-трёхэтажные строения, можно представить, как выглядел Воронеж 100 и более лет назад. Среди угроз, нависших над такими зданиями, - и естественное ветшание, и возможность сноса для строительства на их месте новых современных «коробок». В попытке сохранить облик старого Воронежа краеведы всеми силами стараются оставить на карте города здания 100-летней постройки. Правда, не все. Некоторые дома они свободно отдают на закланье, не делая даже малейших попыток вступиться за них. Почему же одни здания представляют для историков и краеведов интерес, а другие нет?

Единственным средством защиты старых зданий от сноса (а впоследствии, возможно, и от разрушения) является постановка их под государственную охрану. Вопрос о том, достойно ли строение защиты, всесторонне рассматривает общественный научно-экспертный совет. А управление по охране объектов культурного наследия на основании решения совета выносит окончательное постановление: быть или не быть старому дому под государственной охраной. В состав научно-экспертного совета входят всё те же историки и краеведы, однако они далеко не всегда выносят положительное решение по тому или иному объекту. В попытке спасти более ценные строения, краеведы жертвуют менее ценными, с их точки зрения, зданиями. Как происходит выбор между строениями, мы попросили пояснить краеведа Павла Попова.

- За последние два года под охрану было взято несколько объектов. Самые крупные из них – ансамбль Романовских казарм на улице Краснознамённой и храм Рождества Христова на Придаче. Для этих зданий постановка под охрану была вопросом жизни и смерти.

Я считаю, что в очередности при постановке на госохрану объектов должна быть логика. Надо смотреть на шкалу ценностей и начинать не с рядовой застройки, чтобы уже завтра не потерять нерядовую. Сейчас законы таковы, что для государственной экспертизы каждого объекта потребуется выделять десятки тысяч рублей из государственного бюджета. Чтобы полностью составить документацию на один небольшой объект необходимо порядка 100 тысяч (подчеркиваю, это только для документации, а не для охраны). Наверное, необходимо подготовить для Воронежа новый список первоочередных объектов, как это и было в прежние годы.

Пока же под охраной не находятся даже крупные советские ансамбли, которые определяют лицо города: вокзал с привокзальной площадью и улицей Мира, ансамбль площади Ленина и прочие ансамбли, которые в других городах давно охраняются. По закону можно снести привокзальную площадь или главную часть площади Ленина вместе со зданием областного правительства и застроить их чем-либо новым – здесь нет даже никаких охранных зон. Погибает ценнейшая усадьба дворян Лосевых конца XVIII – начала XIX века в селе Раздолье. Как оказалось, по нелепой оплошности она не имеет совершенно никакого охранного статуса. Эти объекты я бы назвал первоочередными в списке кандидатов на постановку под госохрану.

Самое читаемое