«Ситуация со сносом театра оперы и балета – позор для Воронежа»

11.02.2019 12:50
МОЁ! Online
67

Читать все комментарии

Общественный совет при областном департаменте культуры рекомендовал снести здание театра оперы и балета и построить на этом месте новое «с максимально возможным совпадением характеристик фасадной части». Решение было озвучено 5 февраля. Рекомендация совета вызвала бурную реакцию воронежцев. Так, в интернете появилась петиция, где просят сохранить здание театра. За сутки она собрала около 2 тысяч подписей. Опрос на портале «МОЁ! Online», в котором приняли участие более 5 тысяч человек, показал: подавляющее большинство – 80% – также против сноса оперного.

Воронежский краевед Павел Попов заметил, что по сути общественному совету оставили только два варианта: новый театр на месте старого и новый – в другом месте, например, на намывной территории набережной между Чернавским мостом и ВоГРЭСом. Об этом он написал на своей странице в «Живом журнале»:

«И совет прав: конечно, театр на главной площади города – лучше, чем на набережной! Да вот только вызывает большое удивление позиция совета по культуре, который совершенно не опечалился тем, что задуман снос 100-процентного объекта культурного наследия – правда, официально не занесенного ни в один охранный список.

Парадокс. С одной стороны, Воронеж признан столичными культурологами одним из самых лучших областных городов России, в котором талантливые зодчие создали не отдельные крупные памятники, а прекрасные ансамбли в стиле советского неоклассицизма. С другой – Воронеж очень сильно отстал от других городов в деле постановки на государственную охрану именно советских объектов, которые определяют архитектурное лицо центра города. В прочих крупных городах практически все подобные объекты – оперные и драматические театры и Дворцы культуры в формах советского ампира – давно взяты под госохрану. Это громадный позор для Воронежа. Результаты только-только начинаем пожинать. В основной части площади Ленина нет даже зон охраны, не существует ограничений по этажности. Впрочем, какие-либо антисоветчики, наверное, только обрадуются, что советский облик города начинает катастрофически разрушаться. Уже снесен соседний жилой дом из ансамбля площади Ленина – также с наилучшими пожеланиями выполнить без отступлений проект «а-ля классицизм». Но если и главный фасад театра будет «а-ля классицизм», а не такой, каким его задумали ведущие зодчие, над Воронежем начнут смеяться!

Строительство театра началось в 1940 г. по проекту, в котором были объединены проектные предложения московского зодчего Б.В.Ефимовича и знаменитого воронежского архитектора А.В. Миронова (одно только его имя чего стоит!). Искусные интерьеры были разработаны в воронежском «Облпроекте» В.Н. Казанцевым, Л.С. Сизовым, Р.В. Березиной и др. Сооружение было прервано войной, завершилось в 1961 г., когда здесь был открыт Воронежский музыкальный театр, позже переименованный в театр оперы и балета.

Из-за начала компании по борьбе с излишествами в архитектуре СССР несколько зданий на площади Ленина не удалось завершить во всей красоте. Театр не увенчали первоначально задуманными скульптурами. Но в 1989 г. здесь добавили аллегорические фигуры муз, созданные скульпторами И.П. Дикуновым и Э.Н. Пак. Теперь же площадь не ждет подобных улучшений...

А как можно забыть о том, что это не только величественный памятник архитектуры и градостроительства, но и ценнейший памятник истории? Его замечательная внутренняя отделка и хорошая акустика (вряд ли останется) притягивала самых разноплановых артистов всего СССР и всей России. Здесь работало или выступало с гастролями столько выдающихся российских музыкантов, артистов оперы, балета, эстрады, драмы, что полный список составить просто невозможно. Для примера назову первых приходящих на память Майю Плисецкую, Надежду Павлову, Александра Ведерникова, Зураба Соткилаву, Иосифа Кобзона, Олега Табакова, Евгения Леонова… Для краткости о воронежских знаменитостях уже не пишу.

Ужасаются все люди старшего поколения, особенно коренные воронежцы, которым я сообщаю эту новость. Не верят люди среднего поколения, что так можно поступить с любимым театром, где проходили и их новогодние праздники, и торжественные собрания воронежских властей. А студенты факультета градостроительства и архитектуры, кафедры композиции и сохранения архитектурно-градостроительного наследия, сами сообщают мне эту новость и просят что-нибудь предпринять. Ведь архитектура театра и балета включена в учебник, написанный их наставником, профессором Геннадием Чесноковым. В 2013 г. в коллективном докладе губернатору А.В. Гордееву «Воронежский пульс» театр был рекомендован к постановке на госохрану.

Очень-очень многие горожане будут недовольны сломкой театра! Это вам даже не маленький дворец XVIII века «Дом Вигеля», о существовании которого знает далеко не каждый. Это вам уничтожение лучшего парадного сооружения в ансамбле главной площади одного из показательных городов России, возрождённого после войны из руин.

Конечно, незачем спорить с теми специалистами, которые зафиксировали аварийные трещины в нескольких стенах театра, начиная от фундамента. Но если бы театр имел статус памятника, критерии оценки его технического состояния были бы совершенно иными. Вот сейчас выделены огромные средства на консервацию «Ротонды», от которой, по большому счету, уже остался один пшик! На укрепление стен театра, на ликвидацию трещин в стенах в случае признания их мемориальными, разумеется, тоже потребуются немалые финансы…

Что же делать?  Выход, на мой взгляд, только один: общественность города должна немедленно выступить с инициативой и с созданием первичной документации для обращения в госорганы охраны культурного наследия: включить Воронежский театр и балета в список вновь выявленных объектов культурного наследия.

Не пугайтесь, противники реставрации аварийных стен! Ведь законодательство об охране наследия разумно включает оформление предмета охраны. В случае необходимости можно отнести к таковому предмету только главный фасад – со входным портиком, с эффектной колоннадой.  В таком случае можно пожертвовать тыльной частью здания, демонтировать ее, значительно увеличить объём. Главное: сохраним фасад площади! А в иных случаях фраза о «максимально возможном совпадении характеристик фасадной части» останется лишь пожеланием, никого и ни к чему не обязывающему по закону. Даже фасад «а-ля Миронов» не выйдет, если растянуть портик в длину в сторону Пушкинского сквера.

Состоявшееся решение общественного совета пока имеет только рекомендательный характер. Надо, чтобы широкие круги общественности обсуждали проблему с обязательным учетом того, что театр уже фактически является ценным памятником архитектуры, градостроительства и истории. И фактически эта ценность - общероссийского уровня, не только городского и областного, так что и Министерство культуры здесь вполне может сказать свое слово.

Напоследок напомню, что разрушители памятников всегда и навсегда остаются в истории. Краеведы следующих поколений обязательно извлекают на свет Божий их фамилии из архивных документов – в книги…»

Самое читаемое