С конца прошлого года, когда на сайт Совета Федерации был выложен проект закона «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации», он активно и очень эмоционально обсуждается. Сторонники считают его слишком мягким, противники, наоборот, называют положения документа чуть ли не репрессивными и опасаются, что семейно-бытовым насилием можно будет признать любое нормальное человеческое действие. В ближайшее время законопроект будет передан в Госдуму.
Лично я в спорах об этом проекте закона не участвовала по личным причинам. Но на некоторых обсуждениях присутствовала. И отмечу по их итогам — очень печально, что у многих из нас нет навыка или умения читать законы и их проекты. А ещё хуже, что зачастую обмен мнениями идёт по принципу «не читал, но осуждаю». У меня нет юридического образования, но опыт руководящей работы научил меня внимательно читать документы и делать правильные выводы. Поэтому считаю важным озвучить свою позицию по данному законопроекту и вообще о проблеме. Итак:
1) Законопроект о семейно-бытовом насилии не страшный. Он просто никакой. В нём нет конкретики, всё написано максимально обтекаемо. А значит, вся конкретика будет в куче подзаконных актов, что, с моей точки зрения, плохо. Я сталкивалась на практике с таким подходом и знаю, что это повод и возможность для любых манипуляций с законодательством. Ведь внести изменения в принятый закон можно только через Думу, что привлечёт внимание общественности, а вот в приказы и инструкции можно вносить изменения быстро и тихо, а отменять их будет почти так же сложно.
2) В нынешнем варианте законопроекта полномочия для госслужб прописаны в следующих формулировках: «федеральные органы государственной власти в пределах своей компетенции», «органы внутренних дел осуществляют деятельность по профилактике семейно-бытового насилия в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» и так далее по всем структурам. Что это значит? Только то, что нынешних полномочий этим службам вполне достаточно. Значит, для их функционирования в сфере домашнего насилия новый закон не нужен. Значит, главная проблема — в исполнении уже существующего законодательства о семейном насилии.
3) Из предыдущего пункта следует, что в первую очередь необходимо ввести ответственность (реальную, в том числе уголовную) за бездействие для сотрудников всех государственных служб, которые должны быть задействованы в решении проблемы о домашнем насилии. Не секрет, что сейчас избитых мужьями женщин в полиции просто футболят со словами: «вот убьёт, тогда будем разбираться».
4) По некоторым пунктам напрашивается мысль — а может быть, не новый закон писать, а вернуть старую норму? Например, несколько лет назад законодательство зачем-то смягчили, и побои перешли из уголовных в разряд административных правонарушений.
5) Очень большое внимание уделяется НКО, их хотят привлечь по всем возможным направлениям. Но ведь и сейчас есть НКО, которые очень хорошо знают эту проблему и уже оказывают реальную помощь в таких ситуациях (это и анонимные горячие линии, и работа психологов, и кризисные центры, и квартиры для проживания, и т. п.), почему не поддержать их уже сейчас?
Отсюда можно сделать два вывода: или в будущем хотят переложить всю ответственность на НКО, или не хотят тратиться на реализацию закона, а собираются всё делать руками общественников.
6) Проблема психологического насилия — отдельная тема. Её очень трудно решить. Тут я больше чем уверена — у нас в стране нет достаточного количества грамотных специалистов, чтобы выявить и убедить жертву решать проблему. Планируется, что работу с жертвами насилия будут вести по нескольку месяцев, но на самом деле эту травму нужно лечить годами.
7) В законопроекте впервые (юристы, поправьте, если не права) появляются охранные ордера. Это очень хорошо!!! Эта мера действительно нужная, но стоит ли только ради них принимать отдельный закон? Не уверена.
Какой можно сделать вывод? Проблему семейного насилия решать нужно, но в таком виде законопроект приниматься не должен.
Главная проблема в том, что исполнять закон, если его примут, будут те же самые люди и ведомства, которые и сейчас не справляются со своими полномочиями. Поэтому прежде, чем принимать новый нормативный акт, нужно обеспечить обязательность исполнения уже действующего законодательства. Посмотреть, как сейчас общественники решают эту проблему, прописать подробно все механизмы. А что делать с законопроектом? Тут вариантов два: максимально наполнять его конкретикой или пока отказаться от принятия нового закона и просто перенести действительно эффективные положения из него (вроде охранных ордеров) в уже действующее законодательство.
Читать все комментарии