Воронежское водохранилище — причина приехать в Воронеж №37
Самая большая воронежская достопримечательность лежит буквально посреди города
В путеводителе начала ХХ века о Воронеже говорилось так: «Город расположен чрезвычайно красиво на высоком правом берегу р. Воронеж и расположением своим напоминает Киев и Нижний».
Путеводитель был прав — старинный город на высоких холмах действительно напоминал Киев. Но вот река Воронеж походила на Днепр только в половодье, когда выходила из берегов. А большую часть года неширокая река лениво петляла навстречу Дону между заливных лугов.
Проекты сделать из Воронежа большую судоходную реку с пароходными пристанями на берегах появились в 30-е годы прошлого века. Но тогда нашлись дела поважней, чем постройка водохранилища. Потом началась война, а после победы пришлось заняться восстановлением города. О плотине на реке снова заговорили в 60-х. Причина была более веская, чем мечты о катании на пароходах — мощную воронежскую промышленность требовалось в достатке обеспечить водой.
Южнее города, в нескольких километрах от впадения в Дон, реку Воронеж перекрыли плотиной. И в 1972 году началось заполнение водохранилища.
«Рукотворное море», как с гордостью называли в то время искусственный водоём, протянулось на 35 км. Впечатляла и средняя ширина — примерно 2 км. Но при этом водохранилище оказалось слишком мелким для настоящего моря.
Воронежские заводы не только брали отсюда воду — взамен водохранилище получало промышленные стоки. Сюда же стекала и кое-как очищенная городская канализация.
Как ни удивительно, но рыба здесь водится. Отчаянные воронежские рыбаки выходят за своей добычей даже на сизый и хрупкий мартовский лёд. Вот только рыба из водохранилища — пожалуй, не самое здоровое питание.
Если же смотреть вдаль, а не вглубь — водохранилище прекрасно. Стоит побывать в Воронеже, чтобы только полюбоваться городом с палубы прогулочного теплохода. Чтобы плыть по большой воде мимо зелёных берегов, поросших за сотни лет домами, храмами, дворцами, башнями и заводскими трубами. Слушать крики чаек и мечтать, что по этой широкой реке можно добраться до настоящего моря.
И не думать, что через несколько километров обрезанная плотиной водная гладь превратится в узкую реку, суетливо спешащую слиться с Тихим Доном.
Читать все комментарии