Плюсы и минусы эпохи Алексея Гордеева
«МОЁ!» анализирует итоги работы бывшего губернатора
Новость об уходе Алексея Гордеева с должности губернатора Воронежской области полномочным представителем президента в ЦФО вызвала бурные обсуждения. Вместе с читателями «Ё!» мы постарались разобраться, за что воронежцы хотят сказать Алексею Гордееву спасибо и какие его действия вызывали критику.
Плюсы
Приезд в 2009 году в Воронеж руководителя уровня министра, безусловно, придал развитию города и области новый импульс.
Развитие городской среды
Воронежу повезло с архитекторами, наш город бесспорно красив. Но 10 лет назад красота эта была обветшалой и запущенной. При этом чиновники постоянно вздыхали, что ни на что нет денег. Лукавили, конечно. Дошло до того, что главный архитектор города Анатолий Бородецкий даже предлагал построить в Кольцовском сквере торговый центр – а то мэрии, мол, не на что делать в сквере уборку.
Здесь Алексей Гордеев привёл всех в чувство быстро. За несколько лет отремонтировали фасады всех основных зданий на центральных улицах, привели в порядок парки и скверы, достроили Чернавский мост, сделали набережную Массалитинова.
Культурная революция
На своём посту Алексей Гордеев старался приблизить провинциальную культуру, насколько это возможно, к столичному уровню. И можно смело сказать, что ему это удалось. Международный Платоновский фестиваль, фестиваль «Маршак», выставка «Город-сад». Сейчас уже сложно представить, что всего этого когда-то не было. Как не было нового современного здания у Камерного театра и отремонтированного исторического здания театра драмы.
Подъём сельского хозяйства
Придя к власти, бывший министр сельского хозяйства сразу озвучил приоритеты. В сельском хозяйстве наша область специализировалась в основном на продукции растениеводства. Алексей Гордеев сделал упор на поддержку животноводства, потому что оно приносит куда больше прибыли. Результаты налицо: если в 2009 году поголовье крупного рогатого скота насчитывало 358 тысяч голов, то сейчас оно составляет 466 тысяч голов, объёмы производства молока также заметно выросли – примерно на 40%.
Строительство социальных объектов
Новые районы в Воронеже росли как грибы и до Алексея Гордеева. Однако раньше ни областные, ни городские власти не озаботились проблемой строительства в этих районах школ и детских садов. Получались своеобразные спальные гетто. Сегодня в районах новостроек школы и детские сады, к счастью, становятся обычным делом, а не редким исключением из правил.
Рост уровня жизни
Действия областных властей опосредованно влияют на все сферы жизни. Статистика показывает, что, несмотря на экономический кризис, начавшийся в 2014-м году, в Воронежской области все эти годы продолжался экономический рост. Заметно выросла и средняя зарплата. В 2009 году она составляла 11,5 тысяч рублей, в 2017-м – 27,5 тысяч. Безусловно, этот рост нужно скорректировать на уровень инфляции. С 2009 по 2017-й инфляция в России, по данным Росстата, составила 8%%. Но и в этом случае реальная заработная плата жителей Воронежской области выросла за эти 8 лет примерно на 30%. Чтобы не утомлять вас цифрами, заметим, что, по нашим расчётам, в целом по России реальная заработная плата сейчас лишь на 7% выше, чем в 2009 году.
И минусы
Алексей Гордеев однажды сказал, что большой опыт работы позволяет ему спокойно относиться к лести. Так это или нет – судить сложно. А вот другая особенность характера Алексея Васильевича на посту руководителя проявилась ярко. Алексей Гордеев не жаловал критику и не любил оказываться в неприятных ситуациях. И его примеру последовали подчинённые.
Замалчивание непопулярных мер
Вот, к примеру, ежегодно в Воронежской области, как и в других регионах, повышаются тарифы на коммунальные услуги. Решение принимает управление по тарифам правительства области. Понятно, что пойти против федерального тренда и не повысить расценки, например, на электричество, управление просто не может. Во времена губернатора Владимира Кулакова новость о росте тарифов первым сообщало как раз правительство области. Во времена Гордеева заранее о росте тарифов воронежцы узнавали только благодаря любопытству журналистов, которые разыскивали приказы, спрятанные на сайте управления по тарифам. Официальная лента новостей облправительства была наполнена только сообщениями о достижениях.
Тот же подход был продемонстрирован и с неожиданной отменой автобусов «Народного маршрута». И с последовательным сокращением поддержки социально незащищённых слоёв населения. «МОЁ!» неоднократно писала, что только в последние три года в Воронежской области была отменена единовременная выплата 20 тысяч рублей за рождение ребёнка даже малоимущим семьям, отменена выплата 10 тысяч рублей при усыновлении ребёнка, отменён так называемый региональный материнский капитал за рождение третьего и последующих детей для семей с доходом выше прожиточного минимума... Облправительство так и не объяснило свою позицию по этим отменам жителям области.
К сожалению, попытки избежать неприятных моментов, не видеть некрасивое, иногда приводят к очень печальным последствиям. В 2015 году Алексей Гордеев заезжал в село Алфёровка Новохопёрского района, где побывал в образцово-показательной пожарной части и отремонтированной школе. И не побывал в расположенном в двух шагах психоневрологическом интернате. Потому что гордиться в интернате, финансируемом из областного бюджета, было нечем – обычный деревянный барак, обложенный кирпичом. В ночь с 12 на 13 декабря 2015 года в интернате случился страшный пожар. Погибли 23 человека и ещё 24 пострадали. И лишь после этого власти признали, что с противопожарной безопасностью в подобных учреждениях – беда.
Дистанцирование от нашумевших проблем
В годы работы Алексея Гордеева в Воронежской области появились проблемы, которые буквально требовали, чтобы губернатор хотя бы попытался в них разобраться. В первую очередь это восставший из небытия аэродром «Балтимор» в черте города, который собирались превратить в авиабазу. Воронежцы, измученные шумом от истребителей и бомбардировщиков, собрали 100 тысяч подписей за перенос аэродрома (такое количество подписей было собрано впервые в истории города). Алексей Гордеев свою позицию высказывал очень неопределённо. И лишь когда Минобороны сообщило, что в Воронеже останется один авиаполк, губернатор заметил, что это результат «дипломатической работы» областных властей.
Примерно то же было и со скандалом вокруг планов по добыче никеля в Новохопёрском районе. Спустя годы, конечно, становится понятно, что скандал был во многом подогрет извне. И понятно, что разрешение на геологоразведку дают не областные власти, а федеральные. Однако опасения воронежцев – не погубит ли падение уровня грунтовых вод из-за добычи Хопёрский заповедник и не превратится ли из-за отходов добычи плодородная земля в пустыню – по большому счёту никто до сих пор убедительно не развеял. Между тем, начало строительства горнодобывающего комбината уже не за горами.
Читать все комментарии