Камерный театр показал танцевальную антиутопию в атмосфере кино Дэвида Линча
Спектакль «Безмолвная весна» поставил хореограф из Петербурга Константин Кейхель
На минувшей неделе в Камерном театре состоялась премьера хореографического спектакля «Безмолвная весна». В течение месяца над постановкой работал хореограф из Санкт-Петербурга, завкафедрой современного танца в Академии танца Бориса Эйфмана Константин Кейхель. Спектакль основан на романе-антиутопии Олдоса Хаксли «Обезьяна и сущность».
Танцевальная труппа в Камерном театре появилась всего год назад. Для десяти танцовщиков «Безмолвная весна» — уже третий спектакль и, кстати, второй по антиутопии, в прошлом сезоне артисты представили постановку «Мы» по Михаилу Замятину.
Прежде чем приступать к работе над спектаклем у Константина Кейхела летом в течение недели была возможность познакомиться с возможностями танцевальной труппы Камерного театра в рамках лаборатории фестиваля современного искусства TERRITORIЯ. Хореограф рассказал, что сначала планировал сделать постановку по мотивам книги американской писательницы и биолога Рейчел Карсон «Безмолвная весна» о последствиях загрязнения окружающей среды. Однако в процессе репетиций вместе с танцорами они решили взять более известное произведение — «Обезьяна и сущность», но название оставить «Безмолвная весна».
— Обычно нет времени познакомиться с артистами, приходишь и уже начинаешь ставить, — рассказал Константин. — Но та неделя лаборатории, которая у нас с ребятами была, многое прояснила для меня как хореографа. Мы пробовали разные вещи — и пластические, и актерские, которые потом перекочевали в спектакль. Когда уже начались непосредственно репетиции к спектаклю, было непросто, впрочем, как для любой труппы, в том числе драматической, нелегко входить в новый сезон. Ежедневно мы занимались по 8 — 9 часов. Проделана огромная работа, ребята молодцы, всегда все были подключены к процессу, были открыты и заинтересованы, это очень важно в такой деятельности.
Константин Кейхель говорит, что пересказывать и иллюстрировать текст романа Хаксли было бы бессмысленно, потому что перепрыгнуть литературу невозможно. Авторы постановки «Безмолвная весна» постарались на языке пластики отразить ключевые моменты, о которых размышлял в своём произведении Хаксли и которые созвучны современности. Зрители могут увидеть и темы краха цивилизации, и социальные темы, и темы экологии, и размышления о том, что человека делает человеком. «Хаксли настолько много заложил в свое произведение, и если нам на пару процентов удастся к этому приблизится, уже замечательно будет», — сказал Константин Кейхель.
По сюжету спектакля «Безмолвная весна» действие происходит в начале 50-х, главный герой находит отвергнутый киносценарий под названием «Обезьяна и сущность» и решает снять по нему фильм. В сценарии речь идет о 2118 годе, мир после ядерной катастрофы, уцелела только Новая Зеландия. Некий доктор Пул отправляется в экспедицию в Америку, где попадает в плен к людям, живущим в общине.
Специально для спектакля питерский композитор Константин Чистяков написал музыку. Он рассказал, что в итоге получился довольно эклектичный музыкальный материал: отсылки к кино 80-х, электронная музыка, джаз, струнная академическая музыка. Это сочетание разных стилей подчеркивает и хореография спектакля, в которой есть элементы современного танца, модерна, стилизация ритуальных танцев и другие направления.
— Музыку мы создавали вместе со спектаклем, что-то переделывали по нескольку раз за время репетиций, — рассказал о процессе работы Константин Чистяков. — Так как сюжет строится вокруг сценария, у нас много отсылок к кино, в том числе к фильмам Дэвида Линча. В книге «Большая рыба» он описывает метод своей работы. Если зрители знакомы с этой книгой, то им будет понятно, как мы работали.
В постановке минимум декораций. Атмосферу постапокалиптического пространства создает видеоряд, снятый режиссером Алексеем Бычковым. Видео с кадрами из старых голливудских фильмов, а также сюжеты, снятые с танцорами постановки, транслируются на полупрозрачном экране. Это создает символическую границу между главным героем, который хочет снять фильм, и доктором Пулом из сценария. Но в итоге герой и сам становится участником своего же фильма…
— Мы хотели, чтобы наш сценарист сам прожил свою историю и превратился в доктора Пула, — отметил Константин Кейхель.
Спектакль «Безмолвная весна» получился очень стильным, динамичным, без клише, которые иногда можно увидеть в современной хореографии. Танец — искусство, которое непосредственно на образном уровне затрагивает эмоции. Постановка Константина Кейхеля на премьерных показах не оставила зрителей равнодушными. Зал аплодировал артистам стоя. Следующие показы «Безмолвной весны» в Камерном театре пройдут 6 и 27 октября.
Читать все комментарии