Пожарный: «В Воронеже нельзя строить здания выше 16 этажей!»

Глава областной противопожарной службы Игорь Влазнев откровенно рассказал о безопасности воронежских объектов

17.04.2018 08:33
МОЁ! Online
56

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

13153
  

Про пожарных мы вспоминаем нечасто. Либо по каким-то особым датам. Либо после каких-то крупных ЧС.

Для большого интервью, пожалуй, с самым авторитетным воронежским пожарным Игорем Влазневым совпали сразу обе причины. Во-первых, 17 апреля пожарные со стажем отмечают 100-летие советской пожарной охраны. Во-вторых, ещё не утихли страсти после страшнейшего пожара в кемеровском торговом центре «Зимняя вишня» 25 марта, унесшего жизни 64 человек.

Может ли кемеровская трагедия повториться в Воронеже? Как у нас обстоит дело с пожарной безопасностью не только в общественных местах, но и в жилых домах? В каком состоянии сейчас находится воронежская противопожарная служба? На эти и другие вопросы «МОЁ!» откровенно ответил начальник управления противопожарной службы Воронежской области Игорь ВЛАЗНЕВ – человек, проработавший в пожарной охране более 40 лет.

Почему в Воронеже нельзя строить высотки?

До 2010 года, когда был построен 100-метровый небоскрёб «Центра Галереи Чижова», самым высоким зданием Воронежа считалась башня ЮВЖД (около 70 метров вместе со шпилем и звездой на вершине).

- А самыми высокими жилыми зданиями в Воронеже были 16-этажные дома высотой около 50 метров, - говорит Игорь Влазнев. - И даже эти 16-этажки для пожарных представляли очень серьёзные объекты. Почти все они – коридорного типа. У них были система дымоудаления, система подачи воды в пожарные краны насосами-повысителями, короче говоря – система пожарной безопасности внутри. И ни в одной 16-этажке в Воронеже никогда с этим не было всё в порядке. Всегда разрушались или воровались пожарные краны и оборудование вокруг них. Система дымоудаления была часто вообще не в работоспособном состоянии. Многие люди уничтожали в своих квартирах пожарные извещатели. Может, это казалось им некрасивым? Многие думали, что это вообще какие-то подслушивающие устройства. Эта неграмотность людей приводила все системы в нерабочее состояние. И тушение пожаров в 16-этажках всегда было для нас проблемой.

По словам Игоря Влазнева, здания выше 16 этажей долгое время не строились в городе потому, что гарнизон пожарной охраны обеспечен высотной техникой только до 50 метров.

- Объекты выше 50 метров должны были быть наперёд обеспечены пожарной техникой, - говорит наш собеседник. - Обычно тот, кто строит, тот и покупает. Потом передаёт эту технику в город, а город ставит её на вооружение для федеральной противопожарной службы. При строительстве «Галереи Чижова» в документах пожарной охраны была просьба приобрести технику, которая будет способна выполнять не только работы по подъёму личного состава, но и спасательные работы с этажей здания. Я не знаю, как это произошло, но до настоящего времени эта техника так и не приобретена. Её в гарнизоне пожарной охраны нет.

В Ассоциации «Галерея Чижова» нам сообщили, что все обязательства по вводу комплекса в эксплуатацию они выполнили. — О необходимости приобретать для города специальную технику в законе ничего не сказано, — ответили нам в пресс-службе Ассоциации.

Почему же высотные здания всё-таки строят?

— После «Галереи Чижова» городские власти дали полную свободу строительству 25-этажных домов, — говорит Игорь Влазнев. — По 3 метра на этаж — это значит более 70 метров. Появились целые жилые комплексы такой высоты. Сколько точно таких домов в городе — я даже сейчас сказать не могу. Они везде закладываются, везде строятся. Я буквально на днях рассматривал 2 письма от организаций, которые застраивают земли села Ямное. В селе Ямное, как ни странно, в ближайшее время появятся 17-этажные дома каждый высотой по 52 метра. Комплекс из 8 домов. Кто будет их тушить? В Ямном есть пожарная часть, которая рассчитана на тушение частных жилых домов. Состоит она из одного отделения с одной цистерной на 6 тонн воды и 5 человек личного состава боевого расчёта. Ближайшая пожарная часть из Воронежа доедет до Ямного с учётом разворота возле аэропорта за 25 — 30 минут. Когда загораются дома повышенной этажности, это считается повышенным рангом пожара. Нужно примерно 10 цистерн, 40 человек личного состава, чтобы организовать эвакуацию и тушение пожара. Но строителей устроит, даже если у них в требованиях по противопожарной безопасности жилого комплекса будет написано, что ближайшим подразделением, которое в случае пожара прибудет для его тушения, будет добровольная пожарная дружина, которая состоит из одного или двух человек.

Мы отправили запрос в горадминистрацию, чтобы выяснить, сколько зданий свыше 50 метров было построено в Воронеже с 2010 года (и находится в процессе строительства).

В Санкт-Петербурге проводили испытания по сжиганию двухкомнатной квартиры современной меблировки. Первым по задумке загорелся телевизор. Через 7 минут разрушились окна. Из-за притока кислорода и воздуха началось факельное выгорание квартиры, которое длилось 3 минуты. То есть за 10 минут двухкомнатная квартира выгорела до кирпича.

Каковы шансы спастись при пожаре на 20-м этаже и выше?

— У нас уже были первые пожары — и на 19-м этаже, и выше 20-го этажа, — рассказывает Игорь Влазнев. — И гарнизон пожарной охраны, зная физическую тяжесть выполнения этих работ, проводил несколько раз учения. Учения показывают, что на верхних этажах, наверное, мы вообще не сработаем… С оговоркой — в случае неудовлетворительного состояния системы внутреннего пожаротушения и системы дымоудаления. Пожарная техника 1980-х — 1990-х годов — а её у нас ещё много — просто физически не может давать такое давление в пожарные рукава, чтобы можно было работать на верхних этажах. Прокладка рукавных линий, подъём личного состава без использования лифтов — это очень большая физическая нагрузка. Каждый пожарный несёт на себе около 40 кг оборудования. Один этаж пожарные (звено газодымозащитной службы) проходят за минуту. Сами понимаете — 10 этажей мы пройдём за 10 минут. Через каждые 5 этажей мы должны отдохнуть одну минуту, перевести дыхание. И до 20-го этажа мы дойдём за 22 — 25 минут. На 25-м этаже пожарные появятся лишь через полчаса. Но это когда нет соответствующей техники.

Что с пожарной безопасностью в жилых многоэтажках?

— Всё, чем мы пользуемся сегодня в быту, очень горючее, — говорит наш собеседник. — Это подвесные или натяжные потолки, обои, линолеум, мебель, бытовые приборы… Плюс нагрузка на электросети. В домах, построенных 50 лет назад, электросети рассчитывались максимум на холодильник, телевизор, несколько лампочек и утюжок. А сегодня посмотрите, сколько энергопотребления в каждой квартире. Очень часто бывают пожары именно от перегрузки электросетей. Особенно в самую жаркую и в самую холодную погоду.

Куда делись окна в кинотеатрах и торговых центрах?

— Я очень часто после кемеровского пожара вспоминаю об организации безопасности в местах массового пребывания людей в советские времена, — говорит Игорь Влазнев. — В каждом кинозале, клубе или Дворце культуры был пожарный выход. В кинозалах были окна. Их закрывали шторами или жалюзи, но они были. Не было зданий, куда бы пожарный не смог проникнуть во время пожара. Разве что производственные закрытые корпуса или подвалы.

Во время глобальных эвакуаций пожарные не заходят в здания навстречу движению человеческого потока. Мы заходим через окна, через резервные двери и лестничные клетки, через крышу, через что угодно — не мешая эвакуации граждан. А вы посмотрите на современные торговые центра — где у них окна? Почему стены глухие?

Это ведь строители делали. Мы вообще отстранены от строительства!

Кстати, почти сразу после трагедии в кемеровском ТЦ «Зимняя вишня», который, как было установлено, возвели незаконно, корреспонденты «МОЁ!» направили запрос в инспекцию Госстройнадзора Воронежской области и задали ряд вопросов, в том числе: были ли за последнее время установлены факты самовольного строительства объектов с массовым пребыванием людей в нашем регионе и какие системные проблемы в процедуре приёмки этих объектов видят в инспекции? В ответе за подписью заместителя руководителя инспекции Сергея ЯКУШЕВА говорится, что фактов самовольного строительства в последнее время установлено не было и при приёмке объектов системных проблем нет.

Почему в современных ТЦ трудно спасать людей при пожаре?

— Нам, пожарным, с самых начальных этапов обучения рассказывают, что, продвигаясь по задымлённой зоне, нужно касаться капитальных стен одним плечом или одной рукой, — рассказывает Игорь Влазнев. — Тогда я могу продвигаться к какому-то помещению или месту, проходить по этажам. А скажите, как можно, например, в Сити-парке «Град» прийти в середину этого комплекса? Это никак невозможно! Выведите человека на футбольное поле, закройте ему глаза и предложите пройти от одних ворот к другим. Ни один человек не дойдёт. Через 10 — 15 метров он сместится или влево, или вправо. А на пожаре человек испытывает психологические, эмоциональные, физические нагрузки. Как пожарные смогут дойти до тех людей, которым требуется помощь?

ОТ РЕДАКЦИИ

Надеемся, что проблемы, озвученные Игорем Влазневым в этой статье, не останутся гласом вопиющего в пустыне. Здесь есть над чем задуматься и органам власти, и надзорным органам. Но прежде всего каждый из нас должен начать с самого себя: позаботиться, чтобы в каждой квартире был огнетушитель, не курить в запрещённых местах, не бросать машину возле подъезда, рассказывать об основах пожарной безопасности своим детям. И уже тогда мы с чистой совестью сможем спрашивать у властей: а что же сделали для нашей безопасности они?

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.