Почему повышать пенсионный возраст в России явно преждевременно?

Как это часто бывает, власти хотят принять законопроект без сопутствующего комплекса мер

09.07.2018 19:40
МОЁ! Online
98

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

11263
  

Резонансный законопроект о повышении пенсионного возраста сейчас активно обсуждается в регионах — и не только депутатами, но и общественными организациями. На днях обсуждение проекта закона прошло и в Воронежской общественной палате. Участники дискуссии высказывали разные мнения, но практически все сошлись в одном: возможно, реформа пенсионной системы и нужна, но в её нынешнем виде она сырая, воплощать её в жизнь преждевременно. Повышать пенсионный возраст стоит, только разобравшись с комплексом проблем: медицинским обслуживанием, занятостью, особенно в селе, возможностью переобучения. Давайте разберёмся, как именно это ударит по нам с вами.

— При нынешней продолжительности жизни в России многие просто не доживут до пенсии

Эксперты, поддерживающие правительственную реформу, например член правления Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс, упирает на то, что за рубежом пенсионный возраст намного выше, чем в России. Например, в Японии на пенсию уходят в 70 лет, а во Франции — в 65. Однако нужно учесть, что и продолжительность жизни в этих странах значительно выше, чем у нас. В Японии это 83 года, во Франции — 81 год, а в России — всего 72 года (в Воронежской области, по данным от 2017 года, — 73 года). При этом мужчины в России в среднем доживают до 67 лет, а в нашей области — и вовсе до 66. То есть получается, на пенсии им удастся отдохнуть всего год-два! Женщинам «повезло» больше. Их продолжительность жизни и в среднем по России и в отдельно взятой Воронежской области — 77 лет. Однако все мы не понаслышке знаем, в каком состоянии здоровья люди доживают даже до нынешней пенсии, в 55 и в 60 лет. Очевидно, что без развития медицины и здравоохранения многие россияне просто не дотянут до пенсии — и государство сэкономит ещё и на них.

— В медицине есть термин «полиморбидность» — когда у одного человека синхронно протекает сразу несколько заболеваний, — рассказывает кандидат медицинских наук, главный геронтолог Воронежской области Марина СИЛЮТИНА, — И примерно к 60 годам это наблюдается почти у каждого пациента. Одно перечисление его диагнозов занимает полстраницы формата А4! Да, продолжительность жизни потихоньку растёт, но в каком состоянии люди доживают последние годы — это совсем другой вопрос. И способны ли они работать по 8 — 10 часов в день? Чтобы люди сохраняли здоровье до 63 — 65 лет, нужно десятки лет выстраивать систему медицинской помощи, санаторно-курортного лечения. Есть также мнение, что повышать пенсионный возраст можно работникам умственного труда, дескать, они не перенапрягаются, а вот людям, работающим на производстве, нужно уходить на пенсию раньше. Я категорически с этим не согласна, так как интеллектуальная деятельность требует не меньше энергетических затрат, чем физическая.

— Людям старше 45 лет крайне сложно найти работу

Не совсем понятно, о каком развитии рынка труда говорила Эльвира Набиуллина. В нынешних реалиях, если человек по каким-то причинам потерял работу после 45 лет, ему крайне сложно найти приличное место — возрастных сотрудников наши работодатели не любят. В итоге хорошие специалисты вынуждены дорабатывать до пенсии сторожами, продавцами и так далее. Ещё сложнее ситуация в сёлах.

— Моя родственница в деревне (Воронежская область, не самый край мира) в этом году вышла на пенсию, — пишет наша читательница Алла Шильман. — Она работала когда-то на ферме, но ферму закрыли. Появилась вакансия работать на поле — пошла туда, но после механизации и эта возможность исчезла. Родственница исправно стояла на бирже труда, отправляясь отмечаться каждый раз за несколько десятков километров в райцентр. Теперь она вздохнула свободно, потому что появился постоянный источник дохода. Пенсионная реформа убивает село лучше всех реформаторов. Слова Голиковой о том, что женщинам за 50 нужно «прокачать компетенции», для вот таких вот тружениц села звучат как издевательство. Как и где они будут их прокачивать, а даже если и прокачают, куда потом с этими компетенциями деваться в селе, где просто нет рабочих мест?

Для того чтобы люди действительно работали, а не дорабатывали до пенсии, где придётся, нужна комплексная госпрограмма по созданию рабочих мест для лиц от 45. Но пока о её разработке ничего не слышно.

— Кто будет сидеть с детьми, если не бабушки?

Как это ни странно прозвучит на первый взгляд, пенсионная реформа напрямую связана с демографической ситуацией. Каким образом? Объясняем: сейчас россияне становятся бабушками и дедушками в среднем как раз к возрасту выхода на пенсию. И имеют возможность помогать своим сыновьям, а особенно дочерям, полноценно трудиться. Например, многие мамы хотят выйти на работу, когда ребёнку исполняется 1,5 года и они перестают получать декретные выплаты. И досиживают с малышами до садика как раз бабушки-пенсионерки. А потом именно они сидят с малышами во время болезней, водят в садики и школы, пока мамы полноценно работают. С повышением пенсионного возраста на восемь лет бабушки уже не смогут быть подспорьем. При этом в России совершенно не развита система яслей, у российских мам, в их большинстве, нет достаточного дохода, чтобы нанимать нянь.

Рождаемость в России из-за экономического кризиса в прошлом году и так снизилась на 10%. И вряд ли пенсионная реформа благотворно повлияет на демографию.


Отметим, что весь комплекс перечисленных проблем не помешал депутатам Воронежской областной думы одобрить этот законопроект. Однозначно против выступили только коммунисты и представитель ЛДПР. В материале о голосовании народных избранников мы публикуем список депутатов, которые выбрали повышение пенсионного возраста.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках», а видео смотрите в RuTube и «VK Видео».