Приведёт ли ссора банков с маркетплейсами к росту цен

Крупные банки требуют обязать маркетплейсы устанавливать единую цену на товар вне зависимости от того, какой картой платит покупатель. А также запретить скидки и бонусы, которые были бы связаны со способом оплаты товара.

28.11.2025 15:01
3098
14

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Читайте МОЁ! Online в
Приведёт ли ссора банков с маркетплейсами к росту цен

Маркетплейсами — электронными торговыми центрами, на площадках которых десятки тысяч компаний и ИП предлагают свои товары и услуги — по статистике Минпромторга пользуются уже 84% жителей нашей страны. Многие постоянные пользователи подключили программы лояльности. Суть программ в том, что при оплате банковским продуктом или «кошельком» самого маркетплейса товар обходится дешевле, чем при оплате картами других банков. Крупные российские банки до поры до времени мирились с такой ситуацией. А в ноябре у них случился настоящий взрыв эмоций. Этот взрыв поддержал и главный финансовый регулятор — Центробанк.

Разбираемся в том, что произошло, и какими могут быть последствия для покупателей. Забегая вперёд, отметим — претензии к маркетплейсам, похоже, серьёзнее, чем кажутся на первый взгляд, и заключаются далеко не в скидках.

Почему банку выгодно, когда мы храним деньги на его карте

Первопричина любого конфликта в экономике — деньги. Каждый владелец дебетовой карты, по сути, даёт попользоваться своими деньгами банку. Средства на вашей зарплатной или пенсионной карте в эту минуту не просто лежат. Они на время становятся активами банка, и банк их использует. Конечно же, с условием, что как только вы будете расплачиваться картой, банк тут же переведёт продавцу требуемую сумму.

И вдруг на финансовом рынке появились ещё одни претенденты на эти деньги — маркетплейсы… Интернет-гипермаркеты сначала аккуратно, а затем всё настойчивее стали предлагать покупателям расплачиваться не банковскими картами, а кошельком на сайте маркетплейса или картами связанного с маркетплейсами банка. В экосистеме «Яндекса», например, появилась дебетовая карта «Пэй». Товары при оплате картой связанного с маркетплейсом банка или кошельком стоят дешевле, чем при оплате картами других банков. Также банки маркетплейсов предлагают кешбэк и бонусы за хранение денег именно на собственных картах.

При этом карты большинства маркетплейсов не используются в качестве зарплатных, не везде есть физический носитель — пластиковые карты. Зачастую пополнить карты ряда маркетплейсов можно только со счёта в другом банке. Таким образом, у вашего «зарплатного» банка появился прямой конкурент, который тоже хочет получить ваши деньги во временное пользование. И предлагает за это скидки. Или скидки в кавычках (об этом мы расскажем чуть позже).

Как и когда банки потребовали отменить скидки на маркетплейсах

До конца октября нынешнего года крупные российские банки на эту практику жаловались лишь в кулуарах. А затем взорвалась информационная бомба.

28 октября на заседании Госдумы руководитель главного финансового регулятора страны — Банка России — Эльвира Набиуллина назвала скидки, которые маркетплейсы дают при оплате карточками их банков, скрытой формой конкурентной борьбы и в целом несправедливыми.

После этого вице-президент «Сбербанка» Анна Попова от лица банковского сообщества выступила за то, чтобы законодательно ограничить такие скидки. «Это неправильно, когда цена платформы дифференцируется в зависимости от того, каким банком ты платишь, — заявила она. — Это грубое вмешательство, грубое нарушение конкуренции со стороны платёжных средств».

Далее последовало уже официальное обращение. «Сбербанк», «ВТБ», «Т-Банк», «Альфа-Банк» и «Совкомбанк» направили письмо председателю Госдумы Вячеславу Володину с предложением обязать маркетплейсы устанавливать единую цену на товар вне зависимости от средства платежа. А также запретить прямые скидки, акции и бонусы, которые были бы связаны со способом оплаты товара. В письме банков говорилось, что такие меры, по их мнению, не приведут к удорожанию товаров для населения.

И, наконец, 26 ноября стало известно, что Эльвира Набиуллина направила письмо в Минэкономразвития с предложением ограничить возможность маркетплейсов устанавливать скидки на товары в зависимости от способа оплаты и запретить им продавать продукты дочерних банков. Сейчас это письмо перенаправлено в федеральную антимонопольную службу.

Маркетплейсы предложили банкам самим субсидировать скидки

Когда костёр взаимных претензий только разгорался, интернет-платформы больше использовали политику пряника. Маркетплейсы готовы договариваться с банками «без насильственных действий со стороны государства», заявил в начале ноября директор по связям с госорганами объединённой компании Wildberries & Russ Евгений Этин. «Если регулировать, то регулировать нужно всех с точки зрения справедливости. Тогда надо запрещать в целом любые программы лояльности, которые есть у банков, у мобильных операторов», — аккуратно напомнил он банкам.

После официального обращения банков в Госдуму в «Коммерсанте» вышло открытое письмо основательницы Wildberries Татьяны Ким в адрес Центрального банка, правительства страны и Федерального собрания.

Позиция Татьяны Ким, если вкратце, состоит в том, что банки маркетплейсов субсидируют те скидки, которые они предоставляют покупателям. То есть самая выгодная цена — со скидкой по карте — это якобы та цена, при которой банк маркетплейса доплачивает часть стоимости товара за покупателя.

«Основная претензия крупнейших банков сводится к тому, что они требуют запретить программы лояльности для потребителей при оплате банками маркетплейсов под предлогом равного доступа к аудитории. Что взамен? — задаётся вопросом Татьяна Ким. — Где гарантии, что эти банки точно так же будут давать скидки покупателям, добившись запрета для маркетплейсов? Возможность давать выгоду по своим картам при оплате на маркетплейсах у банков есть уже сейчас, однако делают это лишь единицы».

Так что же будет с ценами

Сейчас

Неоспоримый закон экономики — никто не работает себе в убыток. Поэтому вопрос о том, субсидируют ли банки маркетплейсов скидки, или цена со скидкой — это на самом деле и есть реальная стоимость товара — открыт. Мы вступаем в область догадок, но всё же рискнём предположить, что в случае со скидками (или скидками в кавычках) банки и маркетплейсы в итоге договорятся. И именно этот конфликт мало повлияет на стоимость товаров на интернет-платформах.

И дальше

Однако за шумной суетой многие упустили куда более важную претензию к торговым гигантам российского интернета. И как раз эта претензия в ближайшее время может стать основной.

«Мне неприятно, когда маркетплейсы забирают неправомерно долю на рынке у физических сетей за счёт нерыночных условий конкуренции, созданных со стороны государства», — заявил 11 ноября председатель совета директоров «Сбербанка» Герман Греф. И озвучил сумму налогов, которую «недоплатили» маркетплейсы — 1,5 триллиона рублей.

О чём же идёт речь? Это в интервью BFM достаточно жёстко объяснил владелец и руководитель сети хобби-гипермаркетов «Леонардо» Борис Кац.

«Маркетплейсы на сегодняшний момент используются… как площадка, которая превращает огромную триллионную выручку в выручку миллионов мелких продавцов, — считает он. — В этом случае государство, вместо того чтобы получить 20% налога на добавленную стоимость, получает 6%. И возникает разница в 14% в конечной цене товара. Государство недополучает огромные налоги… Следующий момент: маркетплейсы у себя на складах используют труд самозанятых и имеют экономию на уплате налогов на труд и социальных взносов. Бюджеты территорий недополучают налог на доходы физических лиц, и у нас возникает дефицит бюджета, социальных фондов».

«МОЁ!» уже рассказывала о том, что в России сейчас одновременно растут как дефицит федерального бюджета, так и дефициты бюджетов большинства регионов. Во многом из-за недополученных нефтегазовых доходов государство со следующего года повысило ставку НДС.

Очевидно, что сумму в 1,5 триллиона рублей Герман Греф взял не с потолка. И кто-то уже подсчитал, сколько дополнительно может получить бюджет, если маркетплейсы будут платить налоги и официально трудоустраивать сотрудников на тех же условиях, что и крупные торговые сети. Но будут ли в этом случае товары на маркетплейсах заметно дешевле, чем в магазинах? И не пострадают ли в итоге потребители? Вопросы пока остаются открытыми.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram, «ВКонтакте», «МАХ», а видео смотрите в «VK Видео».