В Воронеже резко вырастет плата за воду и свет на «общедомовые нужды»?
С 1 сентября управляющие компании при начислении платы за такие коммунальные ресурсы больше не ограничены нормативами
Невероятно, но факт. Правительство России с 1 сентября нынешнего года вернуло систему начисления платы за коммунальные ресурсы на общедомовые нужды, на которую в своё время жаловались миллионы россиян. Теперь мы вновь будем платить не по нормативам, а по факту.
Когда и как ЖКХ перешло с социальных на коммерческие рельсы
Небольшая предыстория. До 2009 года мы, сами того не замечая, жили при коммунальном социализме. Возьмём, к примеру, горячую воду. Большинство горожан в то время ещё не установили счётчики и платили по утверждённым органами власти нормативам. Кран в квартире мог быть открыт часами, но жильцы всё равно оплачивали только тот объём ресурса, который входил в норматив. Более того, стоимость горячей воды (то есть тариф) для жильцов была ниже установленной поставщиком себестоимости на 29%.
Поставщики ресурсов при этом не оставались внакладе. Они уже тогда считали реально отпущенное количество ресурса (с помощью, например, счётчиков в тепловых пунктах). И всю разницу между стоимостью отпущенного объёма услуг и тем, что заплатили жильцы по нормативам и «уменьшенным» тарифам, поставщикам компенсировал городской бюджет. В год на это уходило до миллиарда рублей (в нынешних ценах — порядка 3 миллиардов).
В 2009 году коммунальный рай завершился. В связи с финансовым кризисом федеральные власти одобрили отказ от бюджетного субсидирования ЖКХ и переложили все расходы на жильцов. Одновременно с этим в многоквартирных домах активно начали устанавливать общедомовые счётчики — чтобы поставщики ресурсов могли подсчитать, какой объём электроэнергии, тепла, горячей и холодной воды потребил конкретный дом.
ОДН как плата за враньё
В большинстве случаев объём ресурса, который за месяц посчитал общедомовой счётчик, был заметно больше, чем сумма показаний поквартирных счётчиков и нормативов (в тех квартирах, где ещё не установлены счётчики). Эта разница возникала в основном из-за того, что некоторые жильцы «химичили» с показаниями квартирных счётчиков — например, останавливали водяные счётчики с помощью магнитов.
Здесь и появилось несколько лицемерное понятие «общедомовые нужды». Вышеуказанную разницу разбрасывали на все квартиры пропорционально их доле в площади дома. Так, словно это «излишки» ресурсов были израсходованы на содержание общего имущества. Например, на освещение подъездов и мытьё полов. В некоторых домах Воронежа плата за ОДН была такой огромной, что для каждой квартиры превышала плату за непосредственно потреблённый ресурс. И естественно, виной всему была не лампочка в подъезде.
Временная передышка
В 2016 году правительство России наконец-то услышало стенания миллионов россиян. И с 1 января 2017 года по постановлению правительства россияне платили за ОДН исключительно по нормативам. Кстати, одновременно с этим в правилах предоставления коммунальных услуг понятие «норматив потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды» было заменено на «норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» (СОИ). Поэтому далее мы будем пользоваться новой аббревиатурой.
Нормативы СОИ рассчитывались в каждом регионе отдельно. Но по утверждённым на федеральном уровне формулам, которые учитывали, сколько на самом деле воды нужно на мытьё полов в подъезде и полив цветов на клумбе и сколько электроэнергии нужно для освещения подъезда и работы запирающего устройства на подъездной двери. Например, в Воронежской области в многоквартирных домах, не оборудованных лифтами и оборудованных осветительными установками, дверными запирающими устройствами, насосами системы холодного водоснабжения, циркуляционными насосами системы горячего водоснабжения норматив потребления электроэнергии на СОИ составлял 0,86 кВт-ч в месяц на 1 квадратный метр мест общего пользования. То есть в большинстве случаев плата за СОИ снизилась с сотен рублей в месяц до десятков рублей.
Именно в этом случае логика правительства России, которое тогда возглавлял Дмитрий Медведев, была понятна. Власти стимулировали управляющие компании и поставщиков ресурсов работать с теми, кто пытается «химичить» со счётчиками, а не перекладывать проблему на всех жильцов дома. И кстати, такая работа активно велась.
Пожили хорошо — и хватит
В феврале нынешнего года правительство Михаила Мишустина неожиданно вернуло всё к ситуации 2016 года. 3 февраля увидело свет постановление правительства № 92 «О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме». Оно предусматривает, что с 1 сентября 2022 года расчёт за коммунальные ресурсы на СОИ проводится не по нормативу, а снова по факту потребления.
«Размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, определяется как произведение тарифа (цены) для потребителей и объёма коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, приходящегося на каждое жилое и нежилое помещение», — говорится в постановлении.
Причины возврата в прошлое авторы постановления не объяснили. Органы власти на местах тоже не стали проявлять инициативу. Например, Государственная жилищная инспекция области Воронежской области новость о постановлении правительства № 92 выпустила, но осветила другие, малозначительные новшества из этого постановления, а про обратный переход от оплаты СОИ по нормативу к оплате по факту «забыла». ГЖИ Владимирской области оказалась смелее и попробовала найти в отмене нормативов плюсы. «Указанные изменения должны защитить интересы тех граждан, которые экономно расходуют коммунальные ресурсы в доме, провели энергосберегающие мероприятия, в результате чего фактические расходы коммунальных ресурсов ниже нормативных», — сообщила инспекция.
Ещё одно объяснение могло бы состоять в том, что с точки зрения финансов для жильцов ничего не изменится. Дорогие читатели, не торопитесь удивляться. Дело в том, что поставщики ресурсов всё равно получали деньги за всё количество киловатт-часов электроэнергии и кубометров воды, которое посчитал общедомовой счётчик. Просто если начислений по нормативам на это не хватало, поставщикам ресурсов «доплачивала» управляющая компания. А делала она это, конечно же, из средств жильцов, собранных по строке «Содержание жилья».
Действительно, формально и в том, и в другом случае за СОИ платят жильцы. Но давайте подумаем, к чему может привести возвращение к начислению СОИ по счётчикам. До 1 сентября управляющие компании и поставщики ресурсов были вынуждены находить общий язык. Например, вместе заниматься энергосбережением и контролем за счётчиками в квартирах. Ведь УК вряд ли бы допустила, чтобы поставщик выставил ей космические суммы за СОИ. А теперь может оказаться так, что всем всё равно, потому что оплачивать СОИ напрямую и целиком — снова обязанность жильцов.
Читать все комментарии