После задержания в Москве журналиста Ивана Голунова (см. об этом наш материал «Журналистское сообщество возмущено преследованием корреспондента «Медузы») нередко приходится слышать мнения «А вдруг его за дело задержали?», «А чего шуметь раньше времени – следствие во всём разберётся». Наверное, лет 80 назад многие тоже вот так думали и сомневались: «Может, и правда половина моих соседей и сослуживцев на иностранную разведку работают? Не может же быть, что их просто так всех арестовывают». Думали, пока сами не оказывались в мясорубке. Поэтому хочу ответить на эти аргументы.
Итак, почему дело Ивана Голунова вызвало такую бурную и почти единодушную реакцию у журналистов? Потому что все мы – от Калининграда до Владивостока – почувствовали – вот она, та красная линия, которая окончательно превратит нас в рабов в собственной стране. И не только журналистов. После дела Голунова любой человек – известный или неизвестный – это не важно, который не понравится кому-то из обличённых властью бизнесменов (или обременённых бизнесом власть имущих – это кому как нравится), будет нейтрализован быстро и эффективно. Например, окажется вдруг «наркоторговцем», как Иван Голунов.
Почему справедливость действий силовиков в отношении Ивана Голунова вызывает вопросы? Во-первых, напомню, что Голунов работал во многих изданиях и везде занимался серьёзными расследованиями. Вот заголовки лишь нескольких последних его работ в издании «Медуза»: «Как семья вице-мэра Москвы Петра Бирюкова заработала миллиарды», «Выселяторы. За пять лет «черные кредиторы» отобрали больше 500 квартир у должников в Москве и окрестностях», «Как чиновники, силовики и бандиты делят похоронный рынок».
То есть вы понимаете, что это не обычный журналист, а профессионал, который пишет материалы на серьёзные темы и явно, так или иначе, переходит дорогу теневым структурам и «заинтересованным лицам». У которых есть большие деньги и которые наверняка хотели бы их сохранить, не привлекая лишнего внимания к своей деятельности со стороны общественности и правоохранительных органов.
Даже здравый смысл подсказывает: очень сомнительно, чтобы журналист такого уровня ещё и наркотиками приторговывал в свободное время. Зато ясно, как много должно быть желающих заткнуть ему рот. Конечно, многие скажут, что мы не должны бежать впереди паровоза и подменять собой следствие. Согласен. Но и основания для задержания Голунова (учитывая особую общественную значимость его работы), как и доказательства его возможной вины, должны быть железобетонными. Скажем, задержание должно происходить в момент продажи «товара», досмотр – в присутствии понятых, не знакомых с полицейскими, и уж точно не должно быть в таких случаях (да и вообще!) никаких фотофальсификаций со стороны МВД. А мы знаем, что полиция пыталась выдать неизвестные фото с порошками за фото из квартиры Ивана. Вот и приходят журналистам в голову мысли, что не только фотографии, но и всё это дело может быть сфабриковано.
Я уже не говорю о том, сколько других серьезных нарушений было уже допущено правоохранителями: Ивану не давали связаться с родными и адвокатом, не брали смыв с рук на наркотики, не вызывали скорую, зашли в его квартиру для обыска задолго до того, как туда пригласили самого Ивана и т.д.
Что почувствовали после всего этого российские журналисты? Что завтра с подобными провокациями начнут сталкиваться все, кто попытается честно разобраться в какой-то проблеме. Хотя в этом и состоит работа журналиста. И даже положительный исход дела Голунова (то есть, если в случае отсутствия объективных доказательств его вины его отпустят и извинятся, во что хочется верить) уже не снимет этих опасений. Голунова могут и отпустить, но система никуда не исчезнет. И только тщательное расследование всех нарушений и обстоятельств задержания журналиста – с наказанием виновных в этих нарушениях и публичных объяснениях руководства МВД – может вернуть общественное спокойствие.
А пока следует констатировать, что у этой истории УЖЕ есть негативные последствия. Это УЖЕ реальный удар по атмосфере в обществе, по доверию правовой системе и вере людей в справедливость и т.п. Солидарность журналистов в этом деле – это попытка сохранить остатки нашего достоинства и прочертить хоть какую-то красную линию.
Задержание журналиста-расследователя по сомнительному поводу в обществе, которое осознаёт значимость свободы слова, должно тут же оказаться в центре внимания Генпрокуратуры и Администрации президента. Потому что работа серьёзного журналиста состоит в защите общественных интересов. И его громкие значимые публикации должны быть в таком случае приняты во внимание. Чем сильнее статьи журналиста, тем больше у него может быть хитрых и изощренных врагов. И общество должно осознать, что журналистика как институт защищает общественные интересы, и что беречь её – в наших общих интересах – журналистов, силовиков, инженеров, врачей, учителей, предпринимателей...
Вот почему мы – тысячи журналистов по всей стране – требуем справедливого, объективного и беспристрастного расследования дела Ивана Голунова. Потому что мы хотим, чтобы наше общество двигалось вперёд, изживая коррупцию и беззаконие, а не назад – снова погружаясь в атмосферу недоверия, страха, травли и преследования неугодных.
Делитесь мнениями!
Хотите высказаться по важной для всего города теме? Не откладывайте! Звоните или пишите в «МОЁ!». Ваше мнение мы готовы выслушать каждый вторник с 10.30 до 12.00 по тел. 272-77-98. Самые интересные мнения будут опубликованы на портале «МОЁ! Online» и в газете «МОЁ!». Кроме того, вы можете написать нам по электронной почте (opinion@kpv.ru) или поделиться мнением в обычном письме (394049, г. Воронеж, ул. Лидии Рябцевой, 54, редакция «МОЁ!» (с пометкой – «Мнение»).
Читать все комментарии