Честно говоря, я немного разочарован реакцией ряда людей на передачу в Воронеж 15 б/у троллейбусов из Москвы. Троллейбусное движение в Москве закрывают, у муниципалитетов в регионах часто нет средств на покупку подвижного состава, и правительство Москвы приняло решение раздарить свои троллейбусы. И если заберем не мы, заберут другие города.
Конечно, можно поднимать кверху нос и отказываться. Но учтите, что за такую позицию ваши внуки вас в будущем могут не похвалить. 15 живых машин как минимум на несколько лет отсрочат закрытие троллейбусного движения в Воронеже, а через несколько лет, кто знает, может что-то изменится к лучшему.
А почему важно сохранить троллейбус в Воронеже сегодня?
1. Инфраструктура. Троллейбус - это не только ржавые машины, это и опоры с контактной сетью, и подстанции, и территория депо в непосредственной близости к центру города. Если мы закроем движение, то всё это вскоре исчезнет. А для чего нам нужна инфраструктура? Если мы хотим, чтобы в будущем в Воронеже появилось ЛРТ (легкорельсовый транспорт), трамвай, метро, иная внеуличная система, то важно сохранить то, что есть. Создать с нуля всегда сложнее, понятно, что многое придется доделывать, но хорошо, когда есть база.
2. Имидж. Воронеж - крупнейший город в Европе (до 2009-го им был Тольятти), в котором нет городского рельсового транспорта. После закрытия троллейбуса мы можем стать крупнейшим городом без какого-либо электротранспорта вообще. Для иностранных инвесторов, да и вообще для позиционирования Воронежа как крупного мегаполиса, это плюсов не добавит. Кстати, троллейбус, безусловно, один из символов Крыма, и там от него никто отказываться не собирается.
3. Экология. Троллейбус намного экологичнее дизельных и газовых автобусов. Да, пока их 30 на весь город, они мало влияют на общую картину. Но если в течение 10 лет довести эту цифру до 300 и заменить на магистральных маршрутах автобусы на троллейбусы, то вклад может стать существенным.
4. История. Воронежскому троллейбусу скоро 60 лет. Он часть нашего города, у многих с троллейбусом связаны свои личные истории. Жёлтые трамваи - один из символов Лиссабона, и троллейбус вполне может быть одним из символов Воронежа.
Троллейбус часто ругают и очень часто незаслуженно. Например, обвиняют его в медлительности. Но если не ремонтировать контактную сеть, не менять стрелки на современные, то действительно придется притормаживать на перекрёстках. Современные троллейбусы не медленнее автобусов. А функция автономного хода позволяет объезжать ремонты, препятствия, оставаясь при этом экономичным и экологичным транспортом. Будь у нас десяток таких машин — и 17-й маршрут не пришлось бы закрывать на время ремонта.
Говорят, что троллейбус — устаревший вид транспорта. Расскажите это жителям Праги, где, несмотря на развитую сеть метро и трамвая, в 2017 году возродили троллейбус, закрытый в 1972 году. Расскажите это жителям Амстердама, где в 2021 году планируется открытие троллейбуса. Во многих европейских городах троллейбус закрыли в 50е — 70е годы, а теперь возрождают. Но мы не смотрим на чужие ошибки, нам, видимо, важно сделать свои.
Ещё говорят, что троллейбус экономически нецелесообразен, и это тоже не совсем верно. Когда на линии 15 машин, то да, стоимость содержания депо делится на 15. Но если депо заполнено полностью, то троллейбус становится дешевле автобуса. Он стоит дороже, но меньшее количество узлов, более дешевая энергия быстро отбивают разницу. Если внимательно покопаться в цифрах воронежского предприятия, то у нас троллейбус не такой уж и дешевый. Просто если доходы приватизировать, а убытки национализировать, то и месторождение золота начнет генерировать убытки.
А что электробус?
Безусловно, это транспорт будущего. Но не ранее того, как изобретут энергоэффективные батареи. Если вы видите новость, что в каком-то городе эксплуатируют электробусы, то чаще всего это оказываются троллейбусы с автономным ходом. Есть ещё опыт Москвы и их экспериментальные электробусы. Но ни один город мира не может позволить себе таких дорогих экспериментов. Их машины на треть дороже троллейбусов и намного менее эффективны. Из-за необходимости регулярной зарядки на одинаковый маршрут требуется большее количество электробусов, причем в депо ночью зарядить все не получится - в одном месте просто нет такой мощности. Батареи плохо ведут себя на морозе. А уже через год-два батареи придется менять, утилизировать, покупать новые в половину стоимости всей машины. Так что пусть в Москве экспериментируют, а когда лет через 15 — 20 появятся новые более дешевые батареи и сами электробусы подешевеют, мы учтем этот опыт. За такое время можно приобрести троллейбусы, выработать их ресурс, а дальше думать - менять их на электробусы или подождать ещё один цикл.
В любом случае троллейбус в Воронеже важно сохранить. И московские подарки, несмотря ни на что, нам очень пригодятся.
Читать все комментарии