«О, труп!»: почему людям нравится читать плохие новости?

09.11.2021 22:33
МОЁ! Online
97

Читать все комментарии

Считается, что люди активно читают новости о разных несчастьях и происшествиях из-за инстинкта самосохранения. Человек видит, что где-то рядом с кем-то произошло что-то плохое, и получает сигнал быть настороже. Таким образом, информация помогает людям не потерять деньги, здоровье и жизнь, а также предупредить об опасности своих близких. Отсюда пословицы и афоризмы вроде «Знание — сила» и «Предупреждён — значит вооружён».

На фоне плохих новостей хорошие не обладают столь мощным механизмом, помогающим человеку себя обезопасить, и это одна из причин, почему положительным событиям редко находится место в новостной повестке. Согласно пирамиде Маслоу эстетические потребности, к которым относится радость, для человека намного менее значимы, чем потребность ощущать себя в безопасности.

Страх лишиться чего-то вообще сильнее желания что-либо приобрести. На этом основаны многие маркетинговые и рекламные приёмы: «Купите это лекарство и пропейте его превентивно, пока не заболели», «Застрахуйте машину, пока не разбили» и т. д.

Выходит, плохие новости более полезны и важны для людей, даже если они этого не осознают. СМИ в таком случае просто удовлетворяют потребительский спрос и не виноваты в том, что после вечернего скроллинга ленты новостей читатель выходит на балкон, закуривает и шепчет: «Господи, как страшно жить»? Думаю, это не совсем так. Сплошной поток хороших новостей в медиа идеализировал бы окружающий мир. Точно так же, как сейчас волны ковидных сводок, криминала и ДТП несколько его демонизируют.

С точки зрения журналиста, идеальная новость должна быть общественно важной и вызывать сильные эмоции, чтобы люди её распространяли, комментировали и следили за продолжением. Чем таких новостей больше — тем лучше. Новостные сюжеты, несущие позитив, тоже могут трогать читателя за живое, но такие инфоповоды редки, потому что обычно не возникают сами собой. Плохие новости — это, как правило, ЧП: разбился, зарезал, избил и т. д. Такие вещи люди планируют крайне редко. 

Хорошие же новости, напротив, являются результатом осознанных и спланированных действий. Так, инфоповоды с положительным эмоциональным окрасом часто создают люди с деньгами и властью, вот только «новость», в которой они фигурируют, обычно оказывается их PR-кампанией, освещать которую бесплатно у СМИ никакого желания нет.

Журналистов нередко рисуют такими стервятниками, которые накидываются на печальные события и провоцируют своих читателей, например, излишне откровенными фотографиями жертв какой-нибудь трагедии. Однако люди часто не обращают внимания на контекст. Если новость о том, что на улице Воронежа 10 часов лежит тело мужчины, а государственные службы не забирают его, то это говорит о том, что что-то идёт не так и об этом нужно писать и говорить. Шокирующие фото в таких случаях привлекают внимание не только ради просмотров, но ещё и помогают осветить действительно общественно важные события и проблемы, а это важнейшая задача СМИ.

Мы можем извлекать пользу из плохих новостей — узнавать об опасностях, учиться на чужих ошибках, предвосхищать трагичные события в будущем и предотвращать их. Если инцидент или трагедия уже произошли, то нам остаётся либо замолчать произошедшее, либо проанализировать, понять причины и донести их до окружающих. Я выбираю второе.

Самое читаемое