Читать все комментарии
В связи с тем, что за последний месяц с российского рынка ушли сотни компаний, в экономических и политических кругах снова заговорили об импортозамещении. В прошлый раз это слово активно муссировалось в общественном сознании в 2014 - 2015 годах. Однако тогда крики о ненужности западных товаров были скорее способом продемонстрировать свою позицию, нежели предвестником реальных изменений. Сейчас же импортозамещение превратилось из инструмента политической риторики в острую необходимость. Экономика, как и природа, не терпит пустоты, поэтому на смену западным гигантам, которые конкурировали между собой, не пуская российского производителя, уже приходят новые игроки.
Несмотря на уход европейских компаний, иностранные стандарты потребления у россиян остались. Эти стандарты довольно сильно завязаны на брендах — наборе ассоциаций, эмоций, которые вызывает символика и продукт того или иного производителя. Это своего рода некие коммерческие мифы.
Что касается новых российских брендов в контексте импортозамещения, сейчас намечается тренд, согласно которому отечественные компании идут по пути наименьшего сопротивления — копируют покинувших нас западных коллег.
Так, Роспатент принял заявку на регистрацию товарного знака «ИДЕЯ». Он выполнен в цветах и стиле шведской компании IKEA, представляя собой практически его аналог. Одним из слоганов нового российского бренда является фраза: «Есть идея — есть IKEA».
Помимо этого, планируется запустить «Россграм» — российский аналог популярной, но запрещённой соцсети.
Желание «присосаться» к популярной марке и сыграть на устоявшихся предпочтениях растерянного российского потребителя, предоставив ему аналог, понятно. Однако у подобных клонов есть и слабая сторона — они не самостоятельны ни с точки зрения позиционирования, ни символики, ни функционала. В случае возвращения на рынок оригинала, отечественный аналог едва ли сможет удержать внимание россиян.
В подходе такого прямого повторения чувствуются две вещи. Первая — обида: «Ах так! Убегаете от нас? Тогда мы создадим свою «Икею» со столиками и акулами». Вторая — творческая и интеллектуальная несостоятельность. За «Идеей» не виднеется идеи. Даже её слоган кричит: «Я — «ИКЕЯ» № 2. Я — Копия».
Извините, но если в Россию отказывается приезжать с концертом группа Green Day, то это не повод создавать трио «Зелёный День», которое будет петь про Калифорнию. А потом заявлять: смотрите, у нас то же самое, и не хуже вашего!
Импортозамещение в такой парадигме является не предоставлением собственной альтернативы, пусть даже с использованием западных успешных менеджерских практик и технологий, а прямой экспроприацией чужих интеллектуальных наработок.
Иностранные компании взбирались на свои пьедесталы десятилетиями, упорно соревнуясь на рынке с конкурентами по всему миру. Поэтому, придя в Россию в 90-х, они мгновенно потеснили отечественного производителя, который ничего не слышал про маркетинг и пиар, а в силу протекционизма мало с кем конкурировал.
Последние десятилетия Россия была частью мировой экономики. Здесь думали, как обойти конкурентов, выстраивали рекламные компании, занимались медиапланированием и так далее. Мы многому научились, создав ряд популярных и самобытных брендов внутри страны. Поэтому резко организовавшийся вакуум вполне можно использовать для построения самостоятельных марок, которые, укрепившись в России, не канут в небытие после возвращения «иностранцев». Анализируя свою аудиторию, её цели, демографию, ценности, а также опыт успешных западных проектов, наши компании могут добиться куда большего, чем действуя по принципу «копировать-вставить».
Хорошая статья. Тоже сомневаюсь, что косплеить - удачная идея.
Однако статья не дополнена, кмк
не пуская российского производителя
Какого именно? Есть предложения?
Автор мог бы назвать пару российских топ брендов популярных на западе?
Можно я начну? АКМ
А чо с личным кабинетом творится?????
Потому что ума своего нет, вот и копируют
Ой, все спорно.
Во-первых это известный прием, не имеющий привязки к особенностям именно российского производства. Любой маркетолог навскидку приведет примеры международного формата. Наглядно и иронично показано в фильме «Поездка в Америку». McDowell's помнится там был.
Во-вторых ситуация совсем не типичная в плане конкуренции. Здесь не о ней речь, а о том, чтобы дать потребителю те услуги и товары, к которым он привык. Сделать это надо быстро, времени на раскрутку принципиально новых брендов нет. А что там получится: эрзац или дженерик время покажет. Особенно если оригиналы вернутся.
Икея, что в нем хорошего было? Обычную дешевку для бедных по завышенным ценам продавали и уверяли что это фирма.
Что теперь на них молиться. Идея отличное название для такого магазина! В Воронеже правда есть Идея)) или ее переменовали
Смешно, есть с чем сравнить икею в России? Нет даже близко, обычная китайская дешевка продаётся в порядке и других хозяйственных магазинах. Нормального качества товары стоят в разы дороже, чем в икее, да и то не всегда в эксплуатации оказываются качественными.
Потому что десятилетиями своего ничего нельзя придумать, фантазии не хватает. В советское время технику и автомобили копировали, в 90е телепередачи, сейчас до чужих брендов добрались. Хотя иногда поизвращенней бывает, когда на какой-нибудь «панасоник» лепят шильдик «березка», допустим и вылают за своё
Йоганн
Ответ прокуратуры про " яхт-клуб" : стройка незаконна???
Один_из_миллиона
Про вечный огонь
Гость
Привязалась к игрушке
МУРАвей
Как не ошибиться?
Йоганн
Ответ из облздрава на моё обращение в прокуратуру...
veduga
Умные самокаты для ....
Удалённый аккаунт
Крыска меня боится
дрозофила
Опять бури...
Йоганн
Сбили женщину на ул. моисеева..
дрозофила
Статистика по мигрантам.
Гость
А вы видели когда-нибудь своего участкового?
Один_из_миллиона
Потух вечный огонь на пам. славы!!!
Йоганн
Воронеж. апокалипсис сегодня...и вчера...и завтра.
МУРАвей
Стиральная машина плохо стирает.
дрозофила
Изменения на госуслугах.
дрозофила
Россиян предупредили о видеосъемке в такси
Гость
Лоток
дрозофила
Система управления многоквартирными домами..
veduga
Международный день числа «пи»
дрозофила
Не законный выброс шин...
Порядок-
-
-
Стиль-
-
-