Рассуждаем о самом громком сериале конца этого года
Вышедший недавно на экраны онлайн-кинотеатров сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» (18+) не на шутку встревожил общественность. Одни углядели в нём романтизацию бандитизма и призвали запретить. Другие увидели слепок эпохи позднего СССР, социальная ткань которого расползалась по швам.
— Почему всегда слабый человек тянется к сильному?
— Чтобы приобщиться к его силе.
(с) Бойцовский клуб
Представленный в сериале молодёжный микросоциум Казани конца 80-х разделён на «пацанов» — представителей банд, которые «держат» районы, и «чушпанов» — всех остальных.
Один из главных героев сериала — Андрей — интеллигентный подросток, которому ни достижения в учёбе, ни музыкальные способности не помогли сформировать значимость среди сверстников.
Получив люлей от одного из «пацанов», он заводит с ним дружбу, а затем учится драться и с его помощью попадает в банду. Ритуал вступления, инициация, проходит через демонстрацию силы (драку). Присоединение к «пацанам» подаётся как внутренний и социальный рост. Хотя на деле это акт приспособленчества — зверь прибился к сильной стае и теперь не останется один, не погибнет. Этакий социал-дарвинизм.
После этого Андрей радостно ныряет в лоно деградации — ворует, бьёт людей, отбирает мелочь у маленьких «чушпанов» и едва не убивает человека.
Почему персонаж оказался в обществе, где на короткой дистанции так соблазнительно было отказаться от достижений цивилизации и впасть в криминальное безумие — вопрос к ушедшей эпохе с её социальной неустроенностью. Но она не ответит.
Пацанское слово стрелы острее
После выхода сериала в СМИ прокатилась волна заявлений о том, что он романтизирует насилие. В это же время произошёл ряд инцидентов с избиением одних малолетних другими. Правоохранители не подтвердили связь происшествий с сериалом, однако некоторые представители общественности и медиа посчитали иначе. В любом случае поверить в то, что за пару недель подростки массово стали превращаться в бандитов из-за сериала, сложно.
Уполномоченная по правам ребенка в Татарстане Ирина Волынец попросила Роскомнадзор проверить «Слово пацана» на соответствие традиционным ценностям. Не знаю, как с «традиционными ценностями», но традиционные общества во многом строились на жёсткой иерархии и насилии. А последнего в сериале достаточно. Впрочем, с семьёй у главных героев и правда всё плохо. Не самые плохие родители недоумевают: что же они сделали не так, почему сын связался с плохой компанией и вырос бандитом. Ответ даёт один из персонажей: «Мать и отец на заводе. Куда податься? Стая сбивается — и вперёд».
Моя милиция меня бережёт
Советские правоохранители, призванные купировать подростковые приступы бандитизма, в сериале примерно так же бесполезны, как томик Блока в руках у «чушпана», который забрёл не в тот район. Почти всегда у героев получается убежать от незадачливых стражей порядка. Поэтому вместо правового возмездия молодые бандиты получают лишь возмездие криминальное — по законам (понятиям) улицы. В современных городах с камерами наблюдения и совсем по-другому работающими силовиками желающих повторить манёвры героев вряд ли ждёт что-то хорошее.
А как там с деньгами?
Сериал не стал бы выдающимся поп-культурным явлением без достаточно крепкой режиссуры. Жора Крыжовников, комедии которого в интеллигентной среде 7 — 8 лет назад не высмеивал только ленивый, сумел поместить в сериал харизматичных персонажей, которые понравились массовому зрителю совсем разных возрастов.
Вот только внимательный гражданин может поймать себя на мысли, что его пытаются заставить сопереживать людям, обладающим совсем уж сомнительным моральным обликом. Интересно, что сериал снят при поддержке Института развития интернета (ИРИ) — организации, учредителем которой является Министерство науки и высшего образования. Сам ИРИ позиционируется как организация, занимающаяся «поддержкой создания социально значимого интернет-контента». Выше упомянутая Ирина Волынец признала, что сериал частично снят на государственные деньги. Получается, властями продукт и его ценностный посыл, каким бы он ни был, частично одобрен.
…
Сериал пока не вышел целиком, поэтому выносить вердикт рано. Сейчас понятно, что поколение, заставшее разгул подростковой преступности, видит в «Слове пацана» эмоциональный портал в жестокое, но такое родное прошлое. Интеллигентная молодёжь плюётся, называя его продуктом «для быдла», молодёжь попроще смотрит с удовольствием, видя в сериале общество с простыми истинами, где есть чужие и свои и нет сложности и многомерности действительности. Будем надеяться, что последние не станут перенимать ролевые модели с главных героев. Впрочем, в шестой серии сериала рассказывается, что многих персонажей ждёт в 90-х. Это смерть и тюрьма.
Читать все комментарии