Были ли нарушения на экзамене в школе № 62, в которых обвинили организаторов и педагогов?
Взяться за статью об инциденте на ЕГЭ в воронежской школе № 62 заставил вал публикаций с праведным гневом в отношении работников образования и видеосюжеты в новостных передачах и в интернете. В основном с обвинительным и карательным уклоном. Меня удивляет, с какой лёгкостью навешивались ярлыки и объявлялись виновные до того, как компетентные органы проведут проверку. Даже оперативно отстранили организаторов ЕГЭ на этом пункте. А были ли действительно совершены заявленные нарушения или не были? Виноваты организаторы в том, в чём их первоначально обвиняли или нет? А если бы каждого из вас так же, без суда и следствия, обвинили бы в каком-то уголовном преступлении? Вам бы понравилось такое отношение к вашей персоне?
Давайте сначала попытаемся разобраться. Остановлюсь на юридической стороне организации и проведения госэкзаменов. Надеюсь, что статья будет полезна и для работников образования. Каждый шаг всех людей, участвующих в госэкзамене, регламентирован приказами Министерства просвещения РФ и Рособрнадзором и двумя серьёзными документами. Если коротко — «Порядком проведения государственной аттестации» и «Методическими рекомендациями по подготовке и проведению ЕГЭ». В этих документах скрупулёзно прописано, кто и что должен делать и чего делать нельзя. Все действия участников экзамена фиксируют видеокамеры у входа в пункт проведения экзамена (ППЭ), в коридорах и в аудиториях. Организаторы и руководители должны строго выполнять предписания этих документов в силу закона, а вовсе не из-за того, что им нечего делать или из-за вредности.
Учеников, сдающих экзамены, неоднократно должны были предупреждать, что можно, а что запрещено проносить на ППЭ. Но некоторые ученики всё равно, зная о последствиях, пытаются пронести смартфоны, умные гаджеты, шпаргалки на экзамен. Наблюдал это неоднократно лично. В результате подставляют не только себя, но и учителей-организаторов. В Воронеже были случаи, когда выпускники пытались пронести по три телефона: один свой телефон и два родительских. Или шпаргалки начинают сыпаться из одежды в аудитории под видеокамерами. Если организаторы не среагируют и не вызовут руководителя ППЭ и члена Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК), то будут виноваты и понесут наказание.
Во время проведения государственной итоговой аттестации грозно предписывается пунктом пятым «следить за соблюдением порядка проведения экзамена и не допускать нарушений Порядка, в том числе в коридорах, туалетных комнатах, медицинском кабинете и т.д.». Это требование Минпроса и Рособрнадзора. А как можно не допускать нарушений порядка в туалетных комнатах? Вопрос к руководителям этих двух ведомств, которые такое требование утвердили. Дайте чёткие инструкции. А то у нас голь на выдумки хитра. Вот и пускаются во все тяжкие. Лишь бы услужить. И двери в кабинках снимают, и видеокамеру в туалетной комнате ставят, и пост там организуют. В регламенте же чётко сказано — не допускать нарушений порядка в туалетных комнатах. А то штрафы предусмотрены и немалые. Пострадать могут организаторы вне аудиторий, которые сопровождают детей в туалеты. Я категорически против таких методов контроля, если что. Контролёров и так хватает.
Вы знаете, сколько контролёров на госэкзаменах? Нет? Тогда знайте. Руководитель ППЭ, член ГЭК, организаторы в и вне аудиторий, общественные наблюдатели, а также журналисты, получившие право присутствовать на госэкзаменах. И главные контролёры за всеми — это видеокамеры. Всё время ведётся видеонаблюдение и трансляция проведения экзамена в интернете. Рособрнадзор организует наблюдение за каждой аудиторией, в которой сдают ЕГЭ. Видеозаписи экзаменов хранятся до 1 марта следующего за экзаменами года. Эти записи просматриваются ещё раз с целью выявления фактов нарушения порядка проведения. Были случаи, когда уже после успешной сдачи зимней сессии, студентов отчисляли из вузов за нарушение на госэкзаменах. Контролируют не только учеников, но и всех присутствующих на пункте приёма ЕГЭ.
В документах неоднократно повторяется, что члену ГЭК, руководителю ППЭ и организаторам «необходимо помнить, что экзамен проводится в спокойной и доброжелательной обстановке». «ВАЖНО: организатор вне аудитории не прикасается к участнику государственной итоговой аттестации и его вещам, а просит добровольно сдать все запрещённые средства» сопровождающему или в место хранения личных вещей. Если ученик добровольно не сдаёт запрещённые средства, то «он может быть не допущен в ППЭ». «Если установлены факты нарушения правил, участник удаляется с экзамена», о чём составляется соответствующий акт. То есть за любую шпаргалку, которой даже не воспользовался, но её обнаружили, ученик удаляется с экзамена. А организаторов, которые могли не заметить выпавшую шпаргалку, отстраняют от участия в экзаменах и штрафуют.
Учителя знают эти документы, поэтому я очень сомневаюсь, что кто-то из них будет проводить личный досмотр учащихся. Прав таких у организаторов нет. Это прямое превышение должностных полномочий со всеми вытекающими последствиями. А последствия чётко прописаны в п. 4 и п. 6 ст. 19.30 КоАП РФ. «За нарушение установленного законодательством об образовании порядка проведения государственной итоговой аттестации влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц (которыми являются организаторы и руководители ППЭ) — от 20 тысяч до 40 тысяч рублей».
Сравните, большинство учителей-организаторов за участие во всех госэкзаменах, получат от 3 тысяч до 6 тысяч рублей. А штрафуют их, как правило, на 30 тысяч или даже дисквалифицируют на срок от одного года до двух лет. Это в лучшем случае. А то могут привлечь и к уголовной ответственности за превышение должностных полномочий по статье 286 п. 3 УК РФ. По ней наказание гораздо строже, вплоть до лишения свободы до десяти лет. Поэтому большинство учителей с радостью отказалось бы от участия в госэкзаменах. Да кто же им разрешит?! Это ещё одна причина, по которой люди уходят из образования. Мало им нервотрёпки в течение учебного года.
Насколько я знаю, комиссия Министерства образования Воронежской области сначала собрала все записи камер видеонаблюдения экзамена в 62-й школе, просмотрела внимательно все и не обнаружила нарушений порядка проведения экзамена и моральных норм. Все материалы были переданы в правоохранительные органы и Рособрнадзор. Руководитель Рособрнадзора А.А. Музаев уже высказался по инциденту в воронежской школе. И даже поблагодарил учителя физкультуры за ответственное выполнение своих полномочий. Ждём, что скажут Следственный комитет и прокуратура.
Вопросы к документам Минпроса и Рособрнадзора давно назрели. Если все действия совершались по закону и инструкциям, тогда почему каждый год происходят скандалы на госэкзаменах и что с этим делать? Кто составлял и принимал такие инструкции? И не нужно ли с этих людей тоже спросить? Необходимо ли в эти документы внести исправления с учётом опыта проведения госэкзаменов и аргументированного мнения всех заинтересованных сторон: учеников, родителей и работников образования? Как-никак уже двадцать лет в Воронежской области проводится ЕГЭ. И каждый год многие ученики пытаются использовать запрещённые средства на госэкзаменах. Поэтому и контроль такой. Или вы хотите, чтобы наиболее изворотливые и наглые могли спокойно списывать на госэказаменах? А как же ученики, которые в школе добросовестно учились и готовились к госэкзамену?
Целью-то ЕГЭ объявлена объективность оценок и возможность по результатам экзамена поступать по конкурсу в любой вуз России. Процедура ЕГЭ, на мой взгляд, решила часть существовавших до этого проблем: убраны двойные экзамены — в школе и вузе; повысилась объективность выставленных оценок; появилась возможность подать заявление в любые пять вузов России. Но с другой стороны, сохранила часть старых проблем и создала новые: репетиторство, технические сбои и путаницу в КИМах, проверка ответов строго по ключам, хотя у школьника могла быть своя правильная аргументация; настойчивые попытки воспользоваться запрещёнными средствами на госэкзаменах со стороны учеников; сохранение недоверия к объективности баллов, полученных на госэкзаменах. Так что ЕГЭ не панацея. Но и разрушать созданное, не создав сначала что-то лучшее, дело нехитрое.
Не меньше вопросов и к тем, кто в благородном порыве или в погоне за хайпом, публиковал непроверенную информацию или даже клевету. Если не подтвердится информация о том, что кто-то из организаторов «щупал учениц и заставлял снимать нижнее бельё», как об этом писали некоторые, то какое наказание понесут они? Они же выложили эту информацию в публичное пространство. Статью 128.1 УК РФ о клевете никто не отменял и штраф до пятисот тысяч рублей тоже. Или обязательные работы на срок до ста шестидесяти часов. Как раз для того чтобы отправить таких бойких обличителей организаторами и сопровождающими на госэкзамены. Может, прочувствуют всю прелесть госаттестации? Кого хоть раз за недостоверную информацию об учителях наказали? Я такого не знаю. А вы? Как наказывают учителей и учеников, и даже студентов, пишут с удовольствием каждый год. Накажут ли за клевету на учителей в этот раз? Или оскорблённым учителям только скажут: «Скажите спасибо, что легко отделались!» Вот и уходят люди из образования. А проблемы остаются…
Читать все комментарии