Что мешает работать школе?

Учителей отвлекают от работы различные обязанности, которые не имеют отношения к процессу образования, считает эксперт «МОЁ!»

15.08.2024 16:15
МОЁ! Online
10

Читать все комментарии

Сегодня причиной всех бед школьного образования некоторые пытаются представить ЕГЭ. Мол, давайте уберём его, и будет всё прекрасно. К сожалению, это далеко не так. Реальные проблемы школ несколько иные. Разобраться в этом вопросе предлагает почётный работник общего образования РФ, педагог с 35-летним стажем, ветеран труда Олег Енов.

Проблема первая. Много лишнего

— Сегодня наблюдается тотальное недоверие к учителям и другим образовательным структурам низового уровня со стороны Министерства просвещения и Рособрнадзора. Учителей отвлекают от уроков многочисленные обязательные курсы и следующие за ними экзамены. Раз в два года учителя сдают экзамен на знание СанПиН — санитарных правил и норм. Курсы эти зачастую платные. Раз в три года учитель обязан пройти курсы к аттестации по своему предмету или предметам. Как правило, тоже платные. Много времени, сил и нервов тратят учителя на подготовку к своей аттестации, которая проводится каждые пять лет. Заметьте, что все эти требования предъявляются к человеку, получившему диплом государственного образца. Даже к тем, кто имеет стаж учительской работы более десяти лет. Часть воронежских учителей с октября 2021 года сдавала экзамен по компетенциям учителя, который никакой практической пользы для учителя не представлял. А проблемы мог доставить. Кому-то показалось всего этого мало. И теперь с осени школы и учителей ждёт ещё одна комплексная проверка по 69 параметрам. Я уже не говорю о семинарах, вебинарах, педсоветах, производственных совещаниях, родительских собраниях, всеобучах, опросах общественного мнения и тому подобном.

Когда прекратится всё это безобразие? Когда учителя смогут заниматься своим прямым делом — вести уроки и заниматься воспитанием учащихся?

Проблема вторая. Отсутствие помощи

В период СССР никто учителя не отвлекал и не мешал готовиться к урокам и проводить их. Учитель мог обратиться за методической помощью к курирующему завучу или к районному методисту по предмету. Обратиться с конкретной проблемой и получить квалифицированную помощь. Школы выписывали журналы почти по всем предметам и методические вестники для завучей. Школьные библиотеки покупали методические пособия по предметам для учителей и выписывали много газет, связанных с образованием и воспитанием школьников. Можно было тут же, на работе, прочитать интересующие материалы. Курсы по предмету учителя могли пройти при районных отделах образования. На них могли получить конкретные ответы на интересующие их вопросы, если перед курсами передали такие вопросы своему методисту. Ничего лишнего. Всё по делу. Многого ненужного и лишнего для учителя, что есть сейчас, не было. Может быть, мне повезло с наставником, завучами и методистами? Но так было.

Проблема третья. Частая смена стандартов

Четвёртый раз с 1993 года вводятся новые Федеральные государственные образовательные стандарты, и каждый раз начинается настоящая чехарда. Программа новая, а новых учебников нет по два-три года, а по отдельным предметам и более лет. Поэтому приходится учить по старым учебникам, перескакивать с параграфа на параграф — мало того что не по порядку, так ещё и обращаться к учебникам другой параллели. Потому что, например, тема по новой программе изучается не в седьмом классе, как раньше, а в восьмом, или наоборот. Ученики недоумевают и теряются. Родители ругаются. Учителя выслушивают все претензии, огорчаются. Но выполняют новую программу как могут. То вводятся, то опять убираются из учебного плана такие предметы, как, например, труд (технология), краеведение, астрономия, финансовая грамотность, мировая художественная культура, основы духовно-нравственной культуры народов России, обществознание в 5-х — 8-х классах.

Проблема четвёртая. Проверочные работы

Ещё одна серьёзная проблема — это Всероссийская проверочная работа (ВПР). Она проводится в одно время и в один день по данному предмету. И таких предметов несколько в каждой параллели. Каждый раз пропадают уроки по предметам, которые должны идти по расписанию. Это, безусловно, сказывается на качестве образования, так как учителям и ученикам приходится навёрстывать пропавшие уроки. ВПР проводятся в марте — начале апреля, а задания даются за весь учебный год. Учителя могут вести предмет по учебнику одного автора, а ВПР проводится по учебнику другого автора. Вместо того чтобы готовиться к урокам, учителя вынуждены не только проверять эти работы учеников, но и составлять сводную таблицу результатов по каждому ученику. Вот почему учителя и родители единодушно выступают против ВПР.

Проблема пятая. Нарушители дисциплины

Современные школы практически лишены возможности эффективно воздействовать на учеников, нарушающих дисциплину, а также на их родителей. Даже если такой ученик мешает учиться своим одноклассникам. Если школа отправит его на комиссию по делам несовершеннолетних, то понизит показатели воспитательной работы. А если таких нарушителей дисциплины будет много, то и проверка придёт в школу, а в семью — нет. Это будет свидетельством не систематической работы школы, а плохой организации воспитательной работы в ней. Если школа обратится в социальную службу с аргументированной просьбой проверить, как родители воспитывают ребёнка, то в ответ получит массу жалоб со стороны родителей во все мыслимые и немыслимые инстанции на школу, учителей и администрацию. И проверять будут, как правило, школу, а не семью. Так безнаказанность порождает вседозволенность.

Проблема шестая. Низкая зарплата

До введения разрядов и квалификационных категорий учительская зарплата зависела от стажа работы и часовой нагрузки. Не так часто, как хотелось бы, выдавались премии за конкретные достижения в работе учителя. Всё! И зарплата была достойной. Начисляли положенную зарплату полностью, а не пресловутые 70% от неё. В первые годы после введения разрядной сетки учитель мог повысить свой разряд, получив районную, городскую, областную или всероссийскую грамоту за успехи или достижения в учебно-воспитательной работе. Одну грамоту за пять лет. Так просто?! Надо усложнить, причём максимально, — подумали в «верхах». И принялись усложнять. Усложняют до сих пор. Для значительной части учителей сохраняется проблема низкой оплаты труда. Если бы в школе было всё светло, тепло и мухи не кусали, тогда бы не было среди учителей большой текучки кадров.

Есть и другие проблемы в образовании. Но для начала было бы хорошо решить вышеназванные. 
 

Самое читаемое