«Асфальт», Евгений Гришковец
С того момента, как Евгений Гришковец написал свою первую пьесу «Как я съел собаку» прошло больше 10 лет. За это время писатель стал популярен, покупаем и безжалостно копируем. Вспоминать с умилением моменты из детства, доставать из памяти артефакты советского времени, с легкой руки Гришковца, стало настоящим трендом. С момента своего литературного дебюта он издал два романа («Рубашка» (2004 г.) и «Асфальт» (2008 г.), несколько книг повестей, два сборника пьес, две книги рассказов и три томика, основанные на его записях в «Живом журнале». Так случилось, что роман «Асфальт» только сейчас попал мне в руки, и я хочу с вами поделиться впечатлениями.
Сюжет 500-страничного романа строится вокруг традиционного для Гришковца героя: ему 37, у него есть любящая жена, умницы дочки, квартира, машина, небольшой бизнес. Не хватает лишь одного – душевного спокойствия. Буквально на каждом шагу его преследуют собственные комплексы. Родился не в Москве, нет красивой корочки об образовании, плохо знает английский язык, неуверенно общается с женщинами, нелепо выглядит на публике, данный список проблем можно перечислять очень долго. А тут, ко всему прочему, большое жизненное горе, неожиданно накладывает на себя руки его самая близкая подруга. Миша тут же решает разобраться в этом деле, выяснить причину, однако ещё больше запутывается и опускает руки. Только оправившись от одной неприятности, герой получает следующую. Одолжив телефон случайной незнакомке, Миша нарывается на неизвестного мужчину, и не может доказать что не имеет к звонившей девушке никакого отношения. Под угрозой оказываются жена и дети…
Форма построения текста у Гришковца по-своему интересна. Вот герой заходит в кафе, вспоминает родной город и далее идёт описание памятного случая из детства на несколько страниц. Стоило только заказать кофе, как взгляд упал на кафельную плитку и это означает, что следующая история будет про какое-то место с похожей плиткой.
Регулярные отступления «в прошлое» - это главная изюминка Гришковца, и в этом романе он не отступает от своего фирменного приема.
Издатели оставили в книге орфографию и пунктуацию автора: С одной стороны это помогает лучше понять настроение писателя, но, с другой, некоторые ошибки, лишние запятые и нелитературные словечки периодически отвлекают от чтения.
Культурологи считают Данилу Багрова из фильма «Брат» образцом героя 90-х, отражающим дух эпохи. По этой аналогии Мишу можно назвать героем нулевых, процветающим и современным внешне, но при этом не видящем перспектив конформистом изнутри. Если кто-то из читателей, открывая «Асфальт», жаждет экшна, быстрое развитие сюжета, индийских танцев и голливудских перестрелок, то лучше не терять время зря и посвятить его произведениям Дарьи Донцовой или Александры Марининой. Гришковец совсем другой, он, упиваясь процессом, ищет смысл в бытие, не задумываясь всерьёз о результате. Сейчас я точно уверен, что перечитаю данную книгу. В тридцать семь лет, чтобы ещё раз сравнить себя и свои проблемы с переживаниями героя произведения.
Виталий Иванищев
Читать все комментарии