Неправда наша
Вы заметили, что лозунг «Опасайтесь подделок», который часто можно было встретить в газетах ещё несколько лет назад, как-то незаметно вышел из моды? Если во времена моей юности «крашеные блондинки» и спортивные костюмы «Abibas» ещё могли вызвать общественное порицание, то нынешнюю жизнь без суррогатов представить себе уже невозможно – фальшивым стало всё – от силиконовых бюстов до дипломов о высшем образовании. Причём, и то, и другое, похоже, всех устраивает.
Такая же ситуация сложилась и с политической системой России. С «суверенной демократией» мы за последние годы почти сроднились, а некоторые манипуляции на выборах, обеспечивавшие устойчивость такой системы (вернее, иллюзию устойчивости) научились деликатно не замечать. Дошло до того, что многие из тех, кто непосредственно занимается подтасовками результатов – председатели и члены УИКов и ТИКов – искренне считают, что делают полезное для страны дело.
До поры до времени этой идиллии ничто не угрожало. Однако с появлением независимых и активных наблюдателей на избирательных участках стало невозможно игнорировать очевидные факты: в итоговые протоколы нередко вписываются цифры от балды (см. «Наблюдатели:«В стопку за Путина складывали разные бюллетени»). При этом ни суды, ни прокуратуру, ни региональную власть эта проблема, похоже, особенно не волнует – доказать потом ничего невозможно. Представьте себе: на организацию выборов тратятся миллиарды рублей, в процессе участвуют миллионы избирателей, а потом учительница какой-то сельской школы Марья Иванна вписывает не имеющие отношения к реальности цифры в протокол. Так стоило ли городить огород?
Раз так, выхода я вижу два.
Первый – выступить с воронежской инициативой отменить всенародные выборы, назначить доверенных лиц, которые будут придумывать цифры голосования для системы ГАС «Выборы», и дело с концом. Много денег для страны сэкономим.
Второй путь – понять, что борьба за честные выборы – это не хобби кучки правозащитников и не «оранжевая угроза». Защищают-то они не абстрактное право, а наше с вами право свободы волеизъявления. Тот закон, в соблюдении которого должно быть в первую очередь заинтересовано государство.
И какой бы путь мы не выбрали для себя, главное – перестать врать. «Всякая человеческая неправда неумолимо приводит к катастрофе», -- написал в одной из своих статей публицист протоиерей Андрей Ткачев. И хорошо бы нам это понять, пока в российской истории не случилось очередной катастрофы.
Читать все комментарии