Рассказываем о выдающихся людях, оставивших яркий след в истории Воронежа

Проект «Мы знаем!» реализуется при спонсорской поддержке Гражданского собрания «Лидер»

Почему запрещали вальс «На сопках Маньчжурии»?

Почему запрещали вальс «На сопках Маньчжурии»?

История непростой жизни и любви уроженца Воронежской губернии, капельмейстера и композитора Ильи Шатрова, написавшего всемирно известное произведение

Илья Шатров прошёл путь от всероссийской славы до забвения, от одного из богатейших людей до скромного завхоза, которому приходилось скрывать некоторые факты своей биографии. Трудной была и судьба его знаменитого вальса — сначала это произведение стало музыкальной сенсацией, после революции 1917 года его запретили, а в годы Великой Отечественной мелодия обрела второе рождение.

Неразбериха с годом рождения

Илья Шатров родился 1 апреля 1879 года в уездном городе Землянске Воронежской губернии (ныне город в Семилукском районе). С годом рождения существует неразбериха. Так, на могильной плите композитора стоит другая дата рождения — 1885-й. Однако ранее в анкетах Илья Алексеевич годом своего рождения указывал именно 1879-й. От него пока и будем вести отсчёт. А версию о том, почему во время Великой Отечественной войны композитор вдруг «помолодел» на 6 лет, читайте ниже.

Отец Ильи владел булочной и чайной в Землянске, а после службы в армии, вернувшись в чине унтер-офицера, устроился на работу в земство. Пока отец служил, воспитанием Ильи занимался его дядя. Он, заметив у мальчика музыкальные способности, купил ему балалайку и гармошку, и тот их самостоятельно освоил.

После смерти отца в 1893 году Илью Шатрова, окончившего четырёхклассное начальное и трёхклассное уездное училища, отдали во взвод трубачей Гродненского гусарского лейб-гвардии полка, где он научился играть на барабане и духовых инструментах. Затем направили в Варшавский музыкальный институт (Варшава в те годы находилась в составе Российской империи). По окончании института Илья получил звание военного капельмейстера — дирижёра оркестра.

С марта 1903 года Шатров был направлен в 214-й Мокшанский резервный батальон в Златоуст Уфимской губернии (сегодня город в Челябинской области). Незадолго до начала Русско-японской войны батальон был развёрнут в одноимённый полк.

В феврале 1904-го началась война между Российской и Японской империями. 30 июня 1904 года в Златоуст прибыл император Николай II. На параде в честь визита государя играл оркестр под руководством нашего земляка Ильи Шатрова. Николай благословил воинов на подвиги в боях с японцами. В июле полк отправили в Маньчжурию.

Император Николай II верхом на белом коне совершает объезд войск. Полковой духовой оркестр под руководством капельмейстера Ильи Шатрова исполнял марши (г. Златоуст, 1904 год)

Писал вальс под впечатлением от жестоких сражений

Февраль 1905 года. Русско-японская война. Мокшанский полк прославился участием в кровопролитном Мукденском сражении (этот город был опорным пунктом Российской империи в Китае). Мокшанцы десять дней держали оборону и контратаковали неприятеля, не позволяя японцам окружить русские позиции, а затем бойцы Мокшанского полка прикрывали отступление русской армии. Все эти дни боевые действия полка сопровождали марши военного оркестра под руководством Ильи Шатрова.

Битва при Мукдене. Работа немецкого художника-баталиста Фрица Неймана, который некоторое время жил в России

В сражениях 214-й Мокшанский полк потерял свыше половины личного состава — более 2 300 человек. А из 61  военного музыканта в живых осталось только семеро. За мужество все семеро были награждены Георгиевскими крестами, оркестр был удостоен серебряных труб. А капельмейстер Илья Шатров награждён орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами. Этот орден давал награждённому право на личное дворянство, то есть сам он мог стать дворянином, а вот его дети — нет.

Русско-японская война окончилась 5 сентября 1905 года. После её окончания Мокшанский полк ещё восемь месяцев оставался в Маньчжурии. В этот период Илья приступил к написанию вальса «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии», посвящённого погибшим однополчанам.

Необычайная популярность вальса

В Самаре, куда полк был переведён из Маньчжурии, наш земляк познакомился с композитором Оскаром Кнаубом и с его помощью завершил работу над вальсом и его изданием. Летом 1907 года ноты музыкального произведения Шатрова начали продаваться в магазине Кнауба.

Одна из первых обложек нот сочинения Ильи Шатрова

Первое инструментальное исполнение вальса «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии» состоялось в Самаре 24 апреля 1908 года в Струковском саду. Дирижировал духовым оркестром Илья Шатров. Позже в газете «Голос Самары» писали: «Этот вальс стал популярнейшим в городе, а имя автора его, г. Шатрова, не сходило с уст досужего обывателя».

Струковский сад в Самаре, где впервые духовой оркестр под управлением Шатрова исполнил вальс «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии»

Примерно через год граммофонные пластинки с записью мелодии разошлись по всей России и за её пределы. К 1911 году ноты вальса были переизданы 82 раза, а их общий тираж составил более 100 тысяч экземпляров. Примерно в то же время название сократилось до «На сопках Маньчжурии». К 1912 году грампластинки с записью вальса выпускали 10 звукозаписывающих фирм.

Вальс играли в парках, ресторанах, концертных залах, на ипподромах. Чуть позже на эту музыку появился текст (об этом читайте ниже). В годы Первой мировой войны все военные оркестры на фронтах исполняли «На сопках Маньчжурии».

Обвинение в плагиате и суд за авторские права

Вальс был невероятно популярным, но его автору Илье Шатрову приносил копейки. В 1910 году композитор потребовал, чтобы компании, выпускающие грампластинки с его произведением, выплачивали ему долю с продаж. Однако случилось неожиданное: некий господин Григорьев, капельмейстер Казанского полка, заявил, что на самом деле автор этого популярного вальса он, а не Шатров. Илью Алексеевича объявили чуть ли не плагиатором, чтобы не платить долей с продаж. Григорьев подал в суд на Шатрова. Но суд доказал, что автор вальса «На сопках Маньчжурии» — именно Шатров.

А в 1911 году, когда в России появился закон об авторских правах, Илья Шатров подал иски против нескольких компаний. В итоге большинство из них стали выпускать пластинки с наклеенными авторскими марками, фирма «Сирена Рекорд» проиграла судебный процесс автору вальса «На сопках Маньчжурии» и начала ему выплачивать по 15 копеек с каждой проданной пластинки.

По сути, Илья Шатров стал одним из первых российских музыкантов, отстаивающих авторские права.

Женился на матери своей умершей невесты

Но вернёмся на несколько лет назад. В 1906 году Илья Алексеевич полюбил 17-летнюю Шуру — дочь богатейшего самарского купца Ивана Шихобалова. Окрылённый чувствами, 27-летний композитор написал лирический вальс «Дачные грёзы», который тоже издавался Кнаубом и был в те годы весьма популярным.

Капельмейстер Илья Шатров

В декабре 1907 года случилась беда — юная Шура умерла от онкологического заболевания. Её мать Евдокия Павловна пребывала в ужасном состоянии. Совсем недавно, в августе 1906-го, женщина похоронила 7-месячную дочь, в ноябре скончался муж Иван Шихобалов. И вот ещё одно горе — умерла Шурочка. В течение одного года Евдокия Павловна потеряла трёх самых близких людей.

Илья Шатров поддерживал богатую вдову, у которой на руках остались двое сыновей. А через год женился на матери своей скончавшейся возлюбленной. Евдокии Павловне 36, ему 28. Разница в возрасте не помешала им стать мужем и женой, несмотря на категорические возражения родственников первого мужа Евдокии Павловны — купца Шихобалова.

Летом 1910-го у пары родился сын Владимир, через год — сын Дмитрий, мальчик умер, не прожив и года. В 1913-м на свет появилась их дочь Милица — о её судьбе ничего не известно.

Илья Алексеевич начал заниматься коммерцией. Приобрёл дома, земельные угодья, мельницу в Красном Яру под Оренбургом, создал торговый дом (правда, имущество в основном записано на его жену Евдокию Павловну). Шатров стал очень состоятельным человеком, финансово помогал своим живущим в Землянске родственникам. Карьеру капельмейстера он оставил — как позже оказалось, на время.

Уехал в Сибирь от революции

Вообще, в биографии Шатрова немало белых пятен — в распространённых версиях его жизнеописания исчезают целые периоды. Например, о женитьбе на купеческой вдове Евдокии Шихобаловой, о Первой мировой войне, о дореволюционном самарском периоде зачастую сведений либо нет вовсе, либо они очень скудны.

Проштудировав множество работ исследователей биографии композитора (в частности, Валентина Антонова, Вадима Карасёва, Василия Степанова, Александра Рябцова и других), мы попытались составить, насколько это возможно, более или менее ясную картину.

Итак, чем же занимался 35-летний герой русско-японской войны Илья Шатров в годы Первой мировой? По идее, он должен был отправиться на фронт. Но он там не был, поскольку как управляющий мельницей получил отсрочку от мобилизации — армии был нужен хлеб. Имеются сведения, что кто-то написал донос: на мельнице Шатров якобы не появляется (так это было или нет — сейчас достоверно сложно сказать). Тем не менее специальная комиссия признала отсрочку действительной.

После революции, в 1918-м, Илья Алексеевич, оставив жену с детьми в Самаре, отправился в Сибирь — в те годы многие богатые люди уезжали туда, надеясь переждать неспокойное время. В городе Новониколаевске (ныне Новосибирск) Илья Шатров, по некоторым сведениям, тяжело заболел тифом, но выкарабкался. А 1919-м 40-летний композитор был мобилизован в Красную армию, где также руководил военным оркестром в кавалерийской бригаде.

Затем вернулся в Самару к семье, они переехали на свой хутор под Оренбургом. Можно лишь предположить, что супруги после революции лишились большой части своего имущества, как и многие состоятельные люди. Примерно в 1923 году жена Шатрова Евдокия Павловна умерла в возрасте 53 лет.

Владелец домов и мельницы стал завхозом

После кончины жены, как пишут биографы, Шатров продолжал жить на хуторе, вместе с сыном Владимиром занимался крестьянским хозяйством. А вскоре Илья Алексеевич женился на Антонине Кузнецовой — в прошлом она была подругой Шуры Шихобаловой, той самой невесты Шатрова, умершей в ранней юности.

В 1925 году самарская власть постановила выселять бывших помещиков из их имений с конфискацией имущества и переселением в Сибирь. В списке попавших в немилость оказался и Шатров. Семье надлежало уехать в Омскую губернию. Однако Шатров хоть из имения и выселился, но в Сибирь так и не поехал. Скромно жил в Самаре, преподавал музыку в музучилище, дирижировал самодеятельным оркестром на одном из заводов. Но в Самаре многие хорошо помнили очень состоятельного господина Шатрова. Возможно, во время начавшихся чисток оставаться в городе было небезопасно.

И в 1929 семья уехала на Украину — в Павлоград. Там Шатров вновь стал военным капельмейстером в кавалерийском полку. В 1935 году его перевели в Тамбов, где он возглавил оркестр кавалерийского училища им. Первой конной армии. Ему было присвоено звание техник-интендант 1-го ранга. И снова про белые пятна: по данным некоторых исследователей, в автобиографии, написанной Шатровым в 1935 году в Тамбове, он умудрился никак не упомянуть о том, что является автором вальса «На сопках Маньчжурии» (произведение после революции попало в немилость — об этом читайте ниже), и вообще о своей дореволюционной жизни в Самаре. Его можно понять — в 1930-е годы информация о том, что советский военный в прошлом владел домами и мельницами, могла привести к аресту и лагерям. Или вовсе к расстрелу.

Когда Шатрову исполнилось 60, его уволили из армии по возрасту. Шатров трудился в Тамбовском обществе Красного Креста (кем — доподлинно неизвестно), затем в школе фабрично-заводского обучения № 1. Некоторые источники пишут, что в этой школе автор знаменитого вальса работал завхозом. Также имеются сведения, что он работал в Тамбовской областной библиотеке имени Пушкина. Сначала секретарём, потом заместителем директора по хозяйственной части — по сути, тем же завхозом.

«Помолодел» на 6 лет

Когда началась Великая Отечественная война, композитору было уже за 60. Он стремился в ряды Красной армии, но его не взяли из-за возраста. И вот тогда-то, по мнению некоторых исследователей, в документах появился другой год его рождения.

В автобиографии, написанной Шатровым в 1935 году, указано, что он родился в 1879 году. Эта дата, как утверждает ряд биографов, стоит и в метрическом свидетельстве, и в документе об окончании Варшавского музыкального института.

А вот в характеристике из Тамбовской школы ФЗО № 1, которую выдали ему перед мобилизацией в 1945 году, и в личном деле от 1948 года в качестве даты рождения указан уже 1885-й. Каким образом Шатрову удалось изменить год рождения — загадка.

Как бы то ни было, его, «помолодевшего» на 6 лет, снова мобилизовали в начале 1945 года в качестве капельмейстера. Ему присвоили воинское звание «старший лейтенант». С войны Илья Алексеевич вернулся с орденом Красной Звезды и двумя медалями.

В победном 1945 году Илья Шатров написал ещё одно, последнее своё произведение — «Голубая ночь над Порт-Артуром», но оно не получило широкой известности.

В послевоенные годы Илья Алексеевич Шатров уехал с женой в Кировобад (ныне город Гянджи в Азербайджане), руководил оркестром Кировобадского гарнизона в Закавказском военном округе. Позже ему присвоили воинское звание «капитан», затем «майор».

В 1951 году ушёл в отставку, вернулся в Тамбов, заведовал музыкальной частью в Тамбовском суворовском училище.

2 мая 1952 года автор вальса «На сопках Маньчжурии» скончался. Похоронили нашего земляка Илью Алексеевича Шатрова в Тамбове на Воздвиженском кладбище. На похоронах композитора прогремел салют, после чего военный оркестр исполнил его знаменитый вальс. На его могиле установили плиту из белого мрамора с надписью золотыми буквами: «Творец вальса «На сопках Маньчжурии».

Антонина Михайловна пережила своего мужа почти на четверть века. Похоронена рядом с супругом. А сын Владимир Ильич Шатров всю свою жизнь прожил в украинском Павлограде, скончался в 1994 году. У него было четверо детей, внуки — потомки Ильи Шатрова, по всей видимости, живут там до сих пор.

Вальс: запрет и второе рождение

Но вернёмся к главному произведению Шатрова — вальсу «На сопках Маньчжурии». После революции 1917 года отменили выплаты автору музыки, затем на пластинках перестали указывать имя композитора. Просто писали «старинный вальс». А примерно с 1918 года этот вальс стали воспринимать как белогвардейский и вовсе практически запретили. С тех пор в Советской России он много лет не исполнялся. А вот за рубежом он был весьма популярным. Его называли «русским национальным вальсом».

В 1943 году Леонид Утёсов предпринял попытку возродить вальс — джаз-оркестр под руководством Утёсова использовал мелодию из «Сопок» в попурри. Но по-настоящему второе рождение вальс получил в 1944 году, когда его исполнил замечательный советский тенор Иван Семёнович Козловский.

Существует множество вариантов текста на музыку Шатрова, из-за большой популярности слова изменялись при устной передаче. Есть даже непристойные куплеты, знакомые многим со школьных времён, но их цитировать, понятное дело, не будем, да вообще — лучше о них не вспоминать, ведь совершенно непонятно, почему эти стишки народ положил на музыку, в которую композитор вложил скорбь по погибшим однополчанам и любовь к Отчизне.

Поэт Степан Петров (Скиталец), автор текста

Самое широкое распространение получили несколько вариаций. Первый текст был написан в 1906 году самарским поэтом Степаном Петровым (псевдоним Скиталец):

Страшно вокруг,
И ветер на сопках рыдает
Порой из-за туч выплывает луна,
Могилы солдат освещает...

Второй вариант, несколько изменённый и ставший очень популярным, также приписывают Скитальцу:

Тихо вокруг.
Сопки покрыты мглой.
Вот из-за туч блеснула луна,
Могилы хранят покой.

Белеют кресты —
Это герои спят.
Прошлого тени кружатся вновь,
О жертвах боёв твердят.

Тихо вокруг,
Ветер туман унёс,
На сопках маньчжурских воины спят
И русских не слышат слёз.

<...>

Вы пали за Русь,
Погибли за Отчизну.
Но верьте, мы за вас отомстим
И справим мы славную тризну.

Именно этот вариант блестяще исполнил Иван Семёнович Козловский. И вальс зажил новой жизнью! В 1945-м он стал главным музыкальным произведением в связи с победой Красной армии над Японией. После того как вышла пластинка с вальсом в исполнении Козловского и из всех репродукторов зазвучала эта мелодия, снова у всех на слуху оказалось имя Ильи Шатрова — автора произведения.

В 1945 году появился ещё один текст на мелодию вальса, его написал Павел Шубин:

Меркнет костёр,
Сопки покрыл туман.
Лёгкие звуки старого вальса
Тихо ведёт баян.

С музыкой в лад
Припомнил герой-солдат
Росы, берёзы, русые косы,
Девичий милый взгляд...

Этот текст очень полюбился и бойцам, и артистам фронтовых бригад. Но всё же наибольшее распространение получили два варианта — тот, который исполнил Козловский, и ещё один, написанный после революции Александром Машистовым:

Ночь подошла,
Сумрак на землю лёг,
Тонут во мгле пустынные сопки,
Тучей закрыт восток.

Здесь, под землёй
Наши герои спят
Песню над ними ветер поёт
И звёзды с небес глядят.
<...>
Ночь. Тишина.
Лишь гаолян шумит.
Спите, герои, память о вас
Родина-мать хранит.

Этот вариант вальса потрясающе исполнял Дмитрий Хворостовский.

В советское время вальс «На сопках Маньчжурии» звучал повсюду, без этой мелодии не обходилось, пожалуй, ни одно торжественное военное мероприятие. Это произведение включали в репертуар многие зарубежные исполнители, в том числе знаменитый оркестр Глена Миллера, военные оркестры и даже рок-группы, мелодия была популярна в самых разных странах, в США, Европе и, что интересно, в Японии.

Главное музыкальное произведение Шатрова активно использовали в кинематографе. Он звучит в фильмах «Место встречи изменить нельзя», «Вечный зов», «Урга — территория любви», «Пропавшая экспедиция» и многих других.

Кстати, с использованием этой русской мелодии в зарубежном кино произошёл казус. В британо-американской картине «Онегин» (1999 год) на именинах Татьяны гости танцуют под вальс «На сопках Маньчжурии». Этого, разумеется, быть не могло, поскольку вальс был написан много позже, чем Пушкин создал свою поэму «Евгений Онегин».

В Землянске чтут память своего знаменитого земляка, в 2016 году в городе рядом с музыкальной школой был установлен памятный знак. Под табличкой с фотографией композитора надпись: «Русский военный музыкант, уроженец Землянска, автор знаменитого вальса «На сопках Маньчжурии». За год до этого в Тамбове открылся памятник композиторам Василию Агапкину (автору марша «Прощание славянки») и Илье Шатрову.

Десять лет назад, 24 апреля 2013 года, в Струковском парке Самары концертом отметили 105-летие первого исполнения здесь духовым оркестром под управлением Шатрова вальса «На сопках Маньчжурии». На этом мероприятии объявили о начале ежегодного одноимённого фестиваля духовых оркестров в Струковском саду. А в сентябре 2021 в этом саду в Самаре установили очень необычную скульптуру — памятник вальсу «На сопках Маньчжурии». Создание этой скульптурной композиции увековечило в камне и бронзе бессмертную мелодию, написанную нашим земляком более ста лет назад.

Памятник вальсу в Самаре. Арку, которая имитирует вход в сад начала ХХ века, создавали по архивным документам (фото: «Википедия»)