Рассказываем о выдающихся людях, оставивших яркий след в истории Воронежа

«Бессмертный полк»: Георгий Анашкин

«Бессмертный полк»: Георгий Анашкин

Победил фашистов со счётом 363:0 - именно столько успешных боевых вылетов в Великую Отечественную войну сделал лётчик Георгий Анашкин, похороненный на Коминтерновском кладбище

Георгий Герасимович Анашкин хоть и прожил в нашем городе всего два года, но навсегда вписал своё имя в славную воинскую историю Воронежа. О его подвигах широкая общественность могла бы и не узнать, если бы не его сын Сергей Анашкин, который написал книгу «Так воевала обычная бессмертная эскадрилья», где рассказал не только об отце, но и о его сослуживцах.

На фото 25-летний Георгий Анашкин (в верхнем ряду по центру) с боевыми товарищами — в этот день группу советских лётчиков наградили орденами Красного Знамени. Лишь семеро из 12 лётчиков дожили до конца войны...

Георгий Анашкин — уроженец Мордовской АССР, окончил Тамбовскую авиашколу лётчиков ВВС. В боевых действиях участвовал с июля 1941-го. Эскадрилья, где служил Георгий Анашкин, изначально входила в состав Брянского фронта как 66-я. Потом её несколько раз переименовывали. До сентября 1943-го она использовала в основном аэродром Задонска и периодически перебазировалась для дезориентации противника на аэродром-дублёр в Лебедянь. В ноябре 1941-го при наступлении немцев на Москву линия фронта была в 20 км от Задонска, но в результате Елецкой операции, которая была частью советского контрнаступления под Москвой, была отодвинута на 60 км западнее, где и оставалась до января 1943-го.

Всё это время эскадрилья бомбила вражеские войска на территории Воронежской, Орловской, Брянской и Тульской областей. По мере наступления фашистов в направлении Воронежа вектор боевых вылетов сместился к югу. В основном объектами были позиции и коммуникации фашистов, расположенные в Воронежской области, а в 1943 году и западнее — в Курской, Харьковской и Сумской областях.

«Мы воины, закалённые и воодушевлённые этими днями, — описывал в своём фронтовом дневнике первые дни войны Георгий Анашкин. — Дыхание этих дней осталось в наших сердцах надолго. Чтоб быть настоящим патриотом, надо было ощутить всю опасность родине, всю свою ответственность перед родиной. Мы посмотрели в глаза смерти, угрожающей родине».

Каждый боевой вылет потенциально был билетом в один конец. Летать приходилось ночью, поскольку в первые годы войны превосходство немецких ВВС и ПВО практически полностью исключало возможность действия наших бомбардировщиков в светлое время. Попасть в прожекторы противника, которые слепили пилота и вели его в ночном небе, как мишень для зениток и истребителей, почти наверняка означало гибель. В наградном листе Анашкина описан случай, когда он был пойман прожекторами и атакован истребителями противника. Лишь «благодаря силе воли и отличному владению техникой пилотирования» он смог вывести самолёт из лучей и дал возможность воздушному стрелку отбить атаки вражеских самолётов. Анашкину приходилось садиться на оккупированной территории в болотистую местность, чтобы подобрать экипаж подбитого самолёта однополчан, а потом взлетать из грязи, применяя форсаж, запрещённый в обычных условиях на бомбардировщиках-бипланах Р-5.

С мая 1944-го Георгий Анашкин летал на самых эффективных к тому времени дальних бомбардировщиках Ил-4 в составе 9-го гвардейского бомбардировочного Полтавского Краснознамённого полка, в котором он прошёл путь от командира экипажа до заместителя командира эскадрильи. В составе этого полка в 1944 — 1945 годах он бомбил врагов в Севастополе, Минске, Бресте, а также в полутора десятках городов Европы, включая Варшаву, Будапешт и Берлин.

Войну Георгий Анашкин закончил в звании гвардии капитана на аэродроме под польским городом Замосць, победив фашистскую Германию со счётом 363:0 — именно столько успешных боевых вылетов он сделал. У Анашкина два ордена Красного Знамени, орден Отечественной войны I степени и орден Красной Звезды, а также 18 благодарностей от начальства, в том числе 11 от верховного главнокомандующего.

Продолжил он службу и после войны. В 1950-м родился сын Сергей, которому вместе с родителями пришлось поколесить по городам и весям страны: Барановичи, Тарту, Конотоп, Тула, Тверь, Смоленск (на всех этих аэродромах служил отец). В 1960-м Георгий Анашкин демобилизовался в звании подполковника и переехал с семьёй в Воронеж. А в 1962-м случилась беда. Георгий Герасимович погиб в автокатастрофе, возвращаясь на своей машине в Воронеж из Задонска — того самого, откуда он совершил в войну сотни боевых вылетов, смеясь смерти в лицо… Когда Сергей Анашкин из наградных документов узнал, что его отец, оказывается, представлялся к званию Героя Советского Союза (которое он почему-то так и не получил), он выбил Звезду Героя на памятнике Георгия Герасимовича, похороненного на Коминтерновском кладбище.

Любимые читатели, напоминаем: если вы хотите поделиться воспоминаниями о войне или у вас есть воевавшие родственники, о которых вы хотели бы рассказать, напишите нам на электронную почту: moe@kpv.ru — или отправьте письмо по адресу: ул. Лидии Рябцевой, 54, газета «МОЁ!». Также на нашем сайте в рубрике «Мы помним!» в разделе «Прислать рассказ» вы можете написать о ваших родных и близких об участниках войны, о тех, кто воевал в партизанском отряде, оказался в фашистском концлагере или пережил вражескую оккупацию. (Рассказ на сайт могут прислать только зарегистрированные пользователи.) Давайте вместе создадим на нашем сайте «Бессмертный полк» в память о тех, кто защищал наш город, нашу страну и пережил ужасы войны.