Раиса Беляева — лётчица, командир эскадрильи женского истребительного авиационного полка. Участница Сталинградской битвы. За время боёв за Воронеж эскадрилья старшего лейтенанта Беляевой уничтожила пять немецких самолётов.
«Имеет 33 боевых вылета. Летает смело и уверенно. В сложных метеоусловиях не теряется. Воздушный бой и воздушные стрельбы отработаны на «отлично». Много работала над сколачиванием эскадрильи и воспитанием молодого женского лётного состава, воспитывая смелость и мужество» — такая характеристика дана Раисе Беляевой в наградном листе. Отважная лётчица ещё при жизни получила орден Красной Звезды — за пару месяцев до гибели. Что скрывается за этими суховатыми строчками из характеристики? Её боевые подруги вспоминают, что Раиса никому не давала унывать, всегда излучала бодрость и оптимизм.
Раиса Беляева родилась в 1912 году в Подмосковье (правда, по другим данным — в Кировской области). После школы-семилетки Рая поступила в Кировский кожевенный техникум и там познакомилась с Ольгой Ямщиковой (первой в мире женщиной-испытателем реактивных самолётов). От неё Раиса и заразилась небом и авиацией.
Ольга научила свою подопечную летать на самолётах и прыгать с парашютом. А потом Раиса и сама стала инструктором по парашютному спорту. В 1941 году она вместе с тремя подругами, тоже инструкторами, добровольцем отправилась в женский авиационный полк. Интересно, что, когда было решено сформировать добровольческий полк, желающих девушек набралось столько, что вместо одного авиационного подразделения получилось целых три. Несколько месяцев их обучали пилотировать самолёты, метать бомбы. А затем девушки отправились на фронт.
«Здравствуйте, Клава, мама и Геночка, — писала Раиса Беляева родным. — Я на фронте уже три месяца. Сбила три самолёта. Один раз сбили и меня, но я благополучно приземлилась на парашюте. Лежала в госпитале 20 дней».
В 1943 году авиаполк, где служила Беляева, прикрывал от немецких ударов мосты через реки Дон и Воронеж, а также железнодорожные узлы Воронежа и Касторной. Раисе и другим лётчицам дали задание: ни один немецкий самолёт не должен появиться в районе стратегических объектов. Частенько девушки вылетали глубокой ночью. Раиса пользовалась большим уважением — она была требовательна, но и себе поблажек никогда не делала.
19 июля 1943 года 31-летняя лётчица была тяжело ранена в воздухе и погибла, сажая самолёт на аэродром авиазавода. Похоронена в братской могиле рядом с Музеем-диорамой.
В честь отважной лётчицы в Левобережном районе Воронежа в 1965 году назвали улицу, она расположена между улицами Циолковского и Полины Осипенко.