Рассказываем о выдающихся людях, оставивших яркий след в истории Воронежа

«Родителям творческих детей нужно быть чуткими»
Фото: Фото Елены ИВАНОВОЙ.

«Родителям творческих детей нужно быть чуткими»

Надежда Павловна Красикова — заслуженный работник культуры Воронежской области

«Без меня народ неполный» — так говорил один из героев писателя Андрея Платонова. На самом деле народ неполный без каждого из нас, без каждого из вас, наши дорогие читатели. Мы хотим рассказать о людях, которые с любовью делают своё дело, честно живут и тем самым делают лучше этот мир, наш город, нашу жизнь. Если вы хотите рассказать о таком человеке, предложить нам своего народного героя — присылайте заявку на почту elenaivanova.press@mail.ru. Ждём героев!

Надежда Павловна Красикова. Ведущий методист специальной городской библиотеки искусств им. А.С. Пушкина, заслуженный работник культуры Воронежской области. 75 лет

Место, где сейчас работает Надежда Павловна, уникально. Специальная городская библиотека искусств им. А.С. Пушкина — это библиотека с фонотекой (коллекция аудиозаписей и зал для их прослушивания). Её фонд насчитывает более 150 тысяч документов, в которых почти всё об истории искусств в Воронежской области.

Надежда Павловна встречает меня на входе и прямо с порога начинает знакомить с библиотекой: «Все картины, находящиеся здесь, — подарки воронежских художников: В.П. Криворучко, А.М. Курзанова, В.К. Знаткова, Г.А. Гончарова. Оригиналы!» Заметно, как сильно она гордится всем, что находится здесь.

Минуя холл, подхожу к тяжёлой деревянной лаковой двери с надписью «Фонотека». За ней — огромные стеллажи с пластинками, дисками, бобинами, чуть поодаль — стол, где можно, надев тяжёлые советские наушники, послушать любую пластинку на выбор. Рядом с нами мальчик лет 10, он слушает французские сказки. Спрашиваю, много ли детей ходит сюда в век интернета и гаджетов. Надежда Павловна соглашается, раньше у этих столов была очередь, сейчас, конечно, посетителей гораздо меньше, но интерес к винилу не исчезает.

— В городе и регионе аналогов нашей библиотеки нет! Да что аналоги — даже в интернете нет столько материала, сколько лежит здесь, — глаза Надежды Павловны загораются, — причём песню мы можем найти даже по первой строчке, прямо как «Гугл».

Выбор в пользу семьи

Родившись в совсем не творческой семье — папа был железнодорожником, мама работала педагогом в детском саду, — Надежда Павловна грезила стать человеком искусства. Но не актрисой или певицей, как большинство девочек, а режиссёром. В старших классах родители дали ей полную свободу выбора, поэтому Надя пошла туда, куда вело её сердце, — на режиссёрский факультет. Но потом поняла, что профессия режиссёра слишком мужская, требующая самоотдачи и погружения, а значит, ей предстоит выбирать между карьерой и семьёй. Надежда Павловна выбрала второе, поэтому на 4-м курсе записалась в группу подготовки педагогов театрального мастерства. Получила красный диплом, затем они с мужем по распределению переехали в Орёл, который покорил её с первых минут.

— «Орёл — литературное гнездо. Горький» — такая надпись встретила нас на вокзале. Для меня было счастьем стать причастной месту, где родились Тургенев, Тютчев, Грановский, Фет, Писарев, Пришвин, Лесков, — вспоминает Надежда Павловна.

Училище и институт культуры стали её родным домом, а кафедра культурно-просветительской работы, которой заведовала Надежда Павловна, — любимым местом студентов. Та любовь к профессии, которую она вкладывала в умы и сердца, студенты проносят через годы — даже спустя много лет они приезжают, звонят, интересуются.

Строго по курсу

Надежда Павловна работала на нескольких работах, но всегда только в учреждениях культуры — она никогда не изменяла выбранному курсу, даже в трудные девяностые.

— До девяностых у нас была самая читающая страна в мире, а после перестройки разрушилось всё… Урезали часы по литературе в школах, перестали создавать творческие объединения. Почему именно в эти губительные в нравственном плане перестроечные годы я выбрала такую профессию? Потому что понимала — если с детства не вкладывать в ребёнка знания по истории, культуре, искусству, литературе, он вырастет ущербным во всех отношениях. Если ребёнок перестал быть главным объектом духовного воспитания школы и семьи, то я в меру своих сил, способностей и опыта буду воспитывать тех, кто придёт ко мне в театральный класс, давать им то, что делает человека личностью, — объясняет Надежда Павловна. — Сейчас многим родителям безразлично, чем занимается их ребёнок, чем он живёт, что любит и чем увлекается. Это беда целого поколения. Бывает, малыш тянется к творчеству, пишет стихи, а потом приходит домой и от папы слышит: «Опять ты дурью занимаешься…» Твердохарактерные дети, может, и переживут такое, даже закалятся, а вот ранимые вряд ли… Родителям творческих детей нужно быть чуткими.

Смотреть на мир широко

— Вернувшись в Воронеж, в 1987 году я устроилась заведующей отделом по работе с молодёжью в ДК машиностроителей, но работала там не очень долго. Леонид Георгиевич Сафонов — профессор ВГАИ, — помню, звонит и как закричит в трубку: «Ты что там сидишь? У меня преподавателей на кафедре не хватает! Срочно приезжай в институт искусств!» Так я начала параллельно с ДК работать на кафедре культурно-просветительской деятельности ВГАИ — до тех пор, пока её не закрыли, — рассказывает Надежда Павловна.

С 1994 года Надежда Павловна — руководитель театральной студии «Синяя птица» при ДШИ № 1, где воспитанникам прививали не только художественный вкус и любовь к профессии, но и учили смотреть на мир широко, с любопытством, творчески. Среди её выпускников Борис Алексеев (Никитинский театр), Михаил Ларин (Волгоградский театр драмы), Екатерина Савченко (экс-актриса Камерного театра), Олеся Галицына (Новый театр), Евгения Серебренникова (киноактриса, продюсер, живёт и работает в Москве).

Вместе с преподавательской деятельностью Надежда Павловна много лет организовывала фестивали по всей Воронежской области, став директором областного Центра народного творчества, создала первый в России каталог мастеров художественных ремёсел региона, который был отмечен грамотой Министерства культуры РФ.

Её знала вся творческая интеллигенция города, но тут маме Надежды Павловны потребовалось, чтобы дочь как можно чаще была рядом, и дочь снова отказалась от карьеры в пользу семьи. Так она стала работать в библиотеке искусств, где всё так же продолжает собирать вокруг себя творческую молодёжь и просто ценителей культуры и искусства.

БЛИЦопрос

Чем вы больше всего гордитесь?
Своими учениками, у которых жизнь проходит не зря.

Ваше хобби — какое оно?
Чтение и вязание — мечтаю уйти в глубокую пенсию.

Мой идеальный день — это…
Когда в папке «Входящие» мало звонков, меня никто никуда не зовёт и я наедине с собой.

Кем вы восхищались в детстве?
Из актёров — Вячеславом Тихоновым, а вообще всегда восхищалась военными, людьми мужественных профессий.

Опишите свой характер пятью словами.
Общительная, не зануда, сочувствующая, ответственная, творческая.

Если не собой, то кем вам хотелось бы быть?
Художником — писала бы натюрморты.

Если бы вы могли встретиться с собой маленькой, что бы вы себе сказали?
Умей выбирать людей.

СПРАВКА «Ё!»

Как пройти в библиотеку

Специальная городская библиотека искусств им. А.С. Пушкина находится в Воронеже по адресу: улица Куцыгина, 6. Здесь можно записаться в 4 любительских клуба: музыки, поэзии, фотографии и кино. Клубу любителей поэзии отдают предпочтение подростки и студенты. «Поэтический открытый микрофон» — современный формат встреч для молодых поэтов. Здесь проходят творческие встречи с артистами, писателями, исполнителями. Узнать об их проведении можно на сайте библиотеки.