В ночь с 12 на 13 августа советские сапёры навели переправу через реку у взорванного ВоГРЭСовского моста. После чего воины 40-й армии под командованием генерал-лейтенанта М.М. Попова, переправившись с левого берега на правобережье города в районе слободы Чижовка, начали наступательную операцию. В центре ударной группы находилась 100-я стрелковая дивизия во главе с полковником (впоследствии генерал-майором) Ф.И. Перхоровичем, именем которого в послевоенное время была названа одна из улиц Воронежа.
В ожесточённом бою овладев предместьем Чижовка, подразделения 100-й стрелковой дивизии в течение дня продвинулись до пересечения улиц Кирова и 20-летия Октября. Однако далее наступление развить не удалось: под яростным натиском гитлеровцев наши части были вынуждены перейти к обороне. Тем не менее Чижовский плацдарм был расширен.
В политдонесении по 40-й армии был отмечен ряд геройских поступков наших воинов: «Рота младшего лейтенанта Лукьянова из 454-го полка 100-й стрелковой дивизии сцепилась с гитлеровцами в небольшом переулке. Замполитрука Ловчиков стрелял в фашистов в упор из пистолета. Боец Анатолий Петров отбивался рукояткой ракетницы. Сержант Бойков разбил в щепки приклад автомата о каски фашистов. Яростно действовали штыком красноармейцы Сергей Смирнов и Николай Филиппович. Враг не выдержал и обратился в бегство, оставив на месте схватки более 30 трупов. Красноармеец того же полка Алексей Коноплин вырвался вперёд, увлёк за собой товарищей и первым спрыгнул в немецкую траншею. Вскоре последовала контратака фашистов, и Коноплин был отрезан от своих. Мужественный боец дрался один против десятка гитлеровцев. Он погиб героически».
Героически дрались в небе на подступах к Воронежу и советские лётчики. 13 августа, направив горящий самолет Ил-2 в строй движущейся к Воронежу колонны гитлеровских танков, геройски погиб экипаж лётчика Н.С. Фирстова.