Рассказываем о выдающихся людях, оставивших яркий след в истории Воронежа

Проект «Мы знаем!» реализуется при спонсорской поддержке Гражданского собрания «Лидер»

<p>Гавриил Троепольский: «Я решил, что&nbsp;писателем быть не&nbsp;смогу»</p>

Гавриил Троепольский: «Я решил, что писателем быть не смогу»

После публикации своего первого рассказа воронежский писатель надолго оставил литературу. И лишь когда ему было 47 лет, его произведения увидели свет. Вскоре пришла всесоюзная известность, а повесть «Белый Бим Чёрное ухо» получила признание во всём мире

«Он царапался в последнюю дверь долго-долго. Царапался до последнего дыхания. И как мало он просил. Свободы и доверия — больше ничего. Лохматка, забившись в угол, завыла. Иван Иваныч положил руку на голову Бима — верного, преданного, любящего друга. Запорхал редкий снежок. Две снежинки упали на нос Бима и... Не растаяли». 

Трудно найти человека, который в детстве не плакал бы, читая повесть «Белый Бим Чёрное ухо». Да что там в детстве — не каждый взрослый сможет сдержать нахлынувшие эмоции при прочтении книги или просмотре одноимённого фильма. И какое же счастье, что наш земляк Гавриил Троепольский, агроном по образованию, решил всё-таки спустя годы после первого опубликованного рассказа продолжить свою литературную деятельность.

Кто такой «Т. Лирваг»?

Родился Гавриил Троепольский 29 ноября 1905 года в селе Ново-Спасское на Елани (ранее оно относилось к Тамбовской губернии, сейчас — село Новоспасовка Грибановского района Воронежской области). Отец Николай Семёнович был священником. Они с супругой Еленой Гавриловной воспитывали шестерых детей.

Получив среднее образование, Гавриил поступил в сельскохозяйственное училище в селе Алёшки Борисоглебского уезда. После его окончания с 1924 по 1930 год работал учителем в школах сёл Питим и Махровка. А ещё молодой педагог писал охотничьи заметки, зарисовки, посвящённые крестьянскому быту — литература влекла его ещё со школьной скамьи.

В 1931 году в семью пришла беда — расстреляли его отца-священника (он был реабилитирован в 1988 году). Гавриил Николаевич оставил педагогическую деятельность, работал агрономом — сначала младшим научным сотрудником, затем заведующим Алёшковским опорным пунктом Воронежской областной опытной станции. С 1937 года он жил в Острогожске, заведовал Острогожским государственным сортоиспытательным участком по зерновым культурам. Троепольский вывел восемь сортов проса, опубликовал ряд научных статей и две книги, посвящённые проблемам селекции.

В 1938 году в альманахе «Литературный Воронеж» появился рассказ «Дедушка» за подписью «Т. Лирваг» (если прочесть наоборот, получится Гаврил Т.). Это была первая публикация писателя, переиздавать этот рассказ он никогда не станет. Сам он был недоволен своим произведением. Как вспоминал потом Гавриил Николаевич, «чем больше я перечитывал тогда рассказ, тем меньше он мне нравился, и я решил, что писателем быть не смогу. Как раз в это время я увлёкся селекционным отбором проса».

Дружба с Твардовским

Александр Твардовский

Троепольский на долгие годы оставил литературу, продолжая заниматься агрономией. Лишь осенью 1952 года он отправил в редакцию журнала «Новый мир» рассказ «Никишка Болтушок». Рассказ понравился главному редактору «Нового мира», автору «Василия Тёркина» Александру Твардовскому. И в 1953 году в журнале с «Никишки» началась публикация цикла «Из записок агронома» («Записки агронома») — цикл состоял из семи рассказов.

Писателю было на тот момент 47 лет. Эти сатирические рассказы принесли нашему земляку всесоюзную известность. Правда, кое-кто из власть имущих считал их очернительскими. Однако Александр Твардовский поддержал воронежского писателя.

Гавриил Троепольский полностью посвятил себя литературе. Едва ли не все его произведения в 50 — 60-е годы впервые были опубликованы именно в «Новом мире» — «У крутого яра», «Митрич», «Кандидат наук», «В камышах. Из тетради охотника», очерки, статьи и пр. А в 1956 году на основе «Записок агронома» режиссёр Станислав Ростоцкий («Дело было в Пенькове», «А зори здесь тихие») снял фильм «Земля и люди».

Со второй половины 1950-х Троепольский работал над романом «Чернозём», в котором воссоздал жизнь деревни в период эпохи коллективизации. Впервые «Чернозём» увидел свет в 1958-м. «Жить жизнью народа — его горестями и радостями — это самая большая правда для литератора», — считал Гавриил Николаевич.

В 1959 году Троепольский, будучи уже известным писателем, переехал в Воронеж, он жил в доме № 8 на улице Чайковского. Дом этот расположен рядом с парком «Орленок», который открыли в 1954 году.

«Бима поняли и приняли миллионы людей»

Книгу, принесшую ему мировую славу, Гавриил Николаевич написал в 65 лет. Конечно же, вы догадались, что речь идёт о повести «Белый Бим Чёрное ухо». Писатель посвятил её Александру Твардовскому, с которым его связывала крепкая дружба.

«Первым читателем повести «Белый Бим Чёрное ухо» был поэт Александр Трифонович Твардовский, которому ещё при его жизни и с его согласия она была посвящена. И она была бы напечатана в его журнале, но в 1970 г. его освободили от должности главного редактора. И я тогда отдал печатать повесть в журнал «Наш современник», — рассказывал Троепольский.

Повесть о сеттере Биме была напечатана в журнале в 1971 году. Затем была переведена на десятки языков мира. В 1975 году она была удостоена Государственной премии СССР. В США она вошла в список обязательных для прочтения литературных произведений в большинстве колледжей.

«Честно говоря, я не ожидал такого оглушительного успеха, — признавался автор. — Его поняли и приняли миллионы людей. «Бим» написан совсем в другом тоне и иной манере, чем все мои предыдущие книги. Каждый замысел приходит не вдруг, иногда это результат целой жизни, результат раздумий... Хотелось, чтобы читатель, побыв некоторое время с моим Бимом, заглянул бы внутрь себя и стал добрее и чище. Эта повесть потребовала шести лет работы. Сначала я задумал «идеального человека» — героя абсолютно искреннего и чистого. Он должен был пройти по жизни, встретиться с разными типами и персонажами. Но из этого ничего не выходило, получалось надуманная фигура, какой-то ангел во плоти. Потом явилась мысль — завязать сюжет вокруг истории Бима. И повесть выстроилась».

В 1976-м Станислав Ростоцкий по книге Троепольского снял одноимённый фильм, который был удостоен Ленинской премии. Во время первого проката картину посмотрели более 20 миллионов зрителей. Фильм номинировался на кинопремию «Оскар» в 1979 году как лучший фильм на иностранном языке. В 1978 году по опросу журнала «Советский экран» он был признан лучшим фильмом года. «Белый Бим...» стал обладателем главного приза на Международном кинофестивале в Карловых Варах.

Память о писателе

После «Белого Бима...» Троепольский приступил к работе над романом «Колокол», которую он называл своей главной книгой. Писал его очень долго, но так и не завершил. Возможно, Троепольский как человек самокритичный считал, что не имеет права написать главную книгу, которая уступила бы «Биму...».

Гавриил Николаевич Троепольский умер в Воронеже 30 июня 1995 года в возрасте 89 лет. Похоронен на Коминтерновском кладбище на Аллее славы.

Именем почётного гражданина Воронежа названы улицы в Острогожске и в мкр-не Подгорное в Воронеже. На доме на улице Чайковского, где он жил, установлена мемориальная доска.

В сентябре 1998 года в Воронеже на проспекте Революции был установлен памятник Белому Биму, ставший одним из символов нашего города. Авторы памятника — известные воронежские скульпторы Эльза Пак и Иван Дикунов.

Памятник Биму у Кукольного театра (автор фото Игорь Филонов)

Осенью 2021 года в парке «Орлёнок» появился памятник Гавриилу Троепольскому (авторы — скульпторы из г. Жуковского Андрей Шипунов и Константин Филиппов). Писатель словно вышел из дома прогуляться со своей собакой...

Памятник Гавриилу Троепольскому в парке «Орлёнок»

«Вот так и среди нас, человеков: есть скромные люди с чистым сердцем, “незаметные” и “маленькие”, но с огромной душой, — писал Гавриил Троепольский. — Они-то и украшают жизнь, вмещая в себя все лучшее, что есть в человечестве, — доброту, простоту, доверие».