Фраза «Сходи к Мюфке» была известна в дореволюционном Воронежа практически любому. Аптек тогда в городе было немного, к тому же Людвиг Мюфке знал, как угодить клиентам. В его аптеках и аптекарских магазинах продавались не только мази и микстуры, но и одеколон, и лимонад, и даже фотоаппараты с велосипедами.
Женитьба на сестре Вильгельма Столля и процветающий бизнес
Семья Иоганна Мюфке приехала в наш город из Эстляндской губернии (ныне часть территории Эстонии) в 1843 году. Сын Людвиг, которому на тот момент было 10 лет, поступил в воронежскую гимназию, прекрасно учился. Но в 14 лет мальчик осиротел — родители умерли от холеры. Его сестёр отдали в семьи проживающих в Воронеже немцев, а Людвига — на попечение аптекаря Вернера, подросток стал его учеником. Людвиг так и не закончил гимназический курс, но при этом быстро овладел ремеслом провизора, продолжал самообразование, окончил курс фармацевтических наук в Москве, там же в 1858 году получил звание провизора. Потом вернулся в ставший родным Воронеж, занялся провизорской деятельностью, в течение 9 лет был управляющим одной из аптек, владельцем которой предположительно был его учитель Вернер.
В 1867 году Людвиг купил аптеку, в которой трудилось всего три сотрудника. В том же году породнился со знаменитой в Воронеже семьёй предпринимателей Столлей — женился на Марии, родной сестре воронежского промышленника Вильгельма Столля. Отец Марии Герман Столль был известным в городе благотворителем, долгое время занимал пост главного врача Воронежа. Он помог зятю приобрести дом на улице 1-й Острогожской (до наших дней он не сохранился, на его месте сейчас находится магазин «Амиталь», нынешний адрес — ул. Пушкинская, 2). В доме на 1-й Острогожской находилась аптека Людвига Мюфке, здесь же он наладил производство искусственной минеральной воды и лимонада. Также в аптеки Мюфке минералка доставлялась из минеральных источников.
Дела Людвига Мюфке шли в гору, со временем он стал одним из самых известных провизоров Воронежа, а его аптека — крупнейшей в городе. Затем открылся филиал на Большой Дворянской (проспект Революции), где продавались не только аптечные, но и парфюмерные товары — духи, одеколон, пудра, кремы и пр. Также Людвигу Мюфке с 1874 принадлежала аптека в слободе Калач Богучарского уезда. В марте 1883 года воронежская газета «Дон» писала, что нет в Воронеже человека, который не знает Людвига Мюфке «не только, как аптекаря, но и как лучшего провизора».
В 1897 году при воронежской аптеке Мюфке был открыт бактериологический кабинет для исследования анализов крови, мочи, мокроты. Это было очень важно для развития медицины и постановки правильных диагнозов.
К началу ХХ века Людвиг Мюфке владел уже целой фармацевтической сетью и заводом по производству искусственных минеральных и фруктовых вод, в подчинении Людвига Ивановича находилось около сотни сотрудников. Вскоре в Воронеже была создана торгово-промышленная фирма «Товарищество Л. И. Мюфке и К°».
Первым принял на работу в аптеку девушек
До сих пор в центре Воронежа во время строительных или реставрационных работ обнаруживаются разноцветные пузырьки и флаконы с тиснёной надписью «Аптека Л. Мюфке въ Воронеже». Между прочим, аптеки принимали от горожан использованную тару — к примеру, за сданную пустую тару из-под минералки давали 3 копейки (для сравнения: фунт хлеба — это чуть больше 400 граммов — в те времена стоил 4 копейки, фунт телятины — 14 копеек).
Людвиг Мюфке ещё с 1889 года первым на работу в аптеку начал принимать девушек. Казалось бы, что в этом необычного? Ведь сейчас среди сотрудников аптек большинство — представительницы прекрасного пола. Но в конце XIX века, несмотря на постановление правительства, обозначающее право женщин на занятие фармацевтической деятельностью, владельцы аптек не желали видеть в качестве провизоров и фармацевтов женщин и игнорировали постановление. А вот благодаря Людвигу Мюфке этот вопрос в Воронеже решился в пользу барышень.
Почему в аптеках продавались велосипеды и бензин?
При аптекарских магазинах семейства Мюфке чего только не было: помимо пилюль, микстур, мазей и различной парфюмерии продавались средства от моли, веера, мыло, керосин, очки, бинокли, фотоаппараты и даже велосипеды. Почему велосипеды? А за них отдельное спасибо брату жены Людвига Вильгельму Столлю. Ведь, как известно, именно он в 1880-е годы привёз в наш город первый велосипед и основал в Воронеже первое велосообщество, Людвиг Мюфке вместе с сыновьями активно способствовали развитию велоспорта в Воронеже.
В 1902 году в нашем городе появился первый автомобиль — местный промышленник Константин Веретенников приобрёл шикарную французскую иномарку «Делонэ-Бельвиль». К 1907 году в городе было уже целых два автомобиля, к 1910-му — дюжина. А вот заправок не существовало. И как вы думаете, где продавался бензин для воронежских автомобилей? Правильно — в аптеках товарищества Мюфке!
Людвиг Мюфке был человеком состоятельным и при этом активно участвовал в благотворительности. Например, продавал городским и земским лечебницам лекарства с большими скидками или в рассрочку, беднякам бесплатно оказывал фармацевтическую помощь, жертвовал препараты в сиротский приют. С 1875 года девять раз избирался гласным Городской думы, был видным общественником. К примеру, на втором этаже своего дома бесплатно предоставил помещение для редакции журнала «Медицинская беседа».
Интересный факт: в доме Людвига Мюфке квартировал Витольд Ростропович — дед знаменитого на весь мир виолончелиста Мстислава Ростроповича. Витольд Ганнибалович женился на девушке по имени Матильда — дочери Анны Пуле (в девичестве Столль), родной сестры супруги Людвига Мюфке Марии. Так что родоначальника знаменитой музыкальной династии связывают с семьёй Мюфке родственные узы.
Помимо прочего Людвиг Мюфке занимался вопросами благоустройства Воронежа, жертвовал на эти цели средства. За свою благотворительную деятельность в 1886 году Людвиг Иванович был внесён в родословную книгу Воронежского дворянства.
«Живая вода» и архитектурные шедевры: как сложилась судьба трёх сыновей Мюфке
Умер Людвиг Мюфке в Воронеже в 1908 году. У них с супругой было шестеро детей — пять сыновей и дочь. Дело, начатое отцом, продолжили сыновья Константин и Владимир.
По-прежнему в городе вовсю работал заводик по производству искусственных минеральных и фруктовых вод, а ассортимент аптекарских магазинов «Товарищества Л.И. Мюфке» продолжал пополняться, в том числе фотоаппаратами и реактивами для фотопечати.
Дело в том, что братья Константин и Владимир Мюфке увлекались фотоделом, были почётными членами Воронежского фотографического общества, в 1911-м они бесплатно предоставили фотообществу помещения с лабораторией и электрическим освещением. Кстати, среди воронежских фотолюбителей конца XIX — начала XX века были и Вильгельм Столль, и известный математик Андрей Киселёв.
Кроме того, Владимир Мюфке был председателем воронежского велосообщества, как и отец, избирался гласным Городской думы. Его брат Константин тоже был гласным Думы, кандидатом естественных наук, а также членом учёной архивной комиссии, почётным казначеем губернского попечительства детских приютов.
Константин Мюфке умер вскоре после революции 1917 года. А его брат Владимир Людвигович известен тем, что работал над созданием так называемой «живой воды» — он нашёл способ с помощью аппаратов повышать в воде содержание левовращающихся изомеров, которые обладают высокой биологической активностью. Пришедшие к власти большевики позволили Владимиру Мюфке арендовать цех в его бывшем заводе фруктовых вод. В этом цехе и работал бывший совладелец «Товарищества Люфке и Ко».
«Целебная» вода Владимира Мюфке пользовалась популярностью, но производство требовало большого количество электроэнергии. Так что сначала производство «живой воды» пришлось сократить, а в конце 1920-х у Владимира Людвиговича и вовсе отобрали цех. Производство «живой воды» Мюфке продолжал в подвале своего дома. Хотите — верьте, хотите — нет, но говорят, что вода Владимира Мюфке даже излечила от туберкулёза секретаря Воронежского обкома Иосифа Варейкиса.
На склоне лет Владимир Людвигович уехал в одно из сёл Воронежской области, был пасечником. Скончался в начале 1940-х.
Пожалуй, наибольшей известности добился ещё один сын Людвига Мюфке — Карл. Он стал выдающимся архитектором. Правда, украшал своими творениями не Воронеж, а Казань, Москву и Саратов. В Казани по его проектам построены такие архитектурные жемчужины, как здание художественной школы, сейчас оно принадлежит Казанскому художественному училищу, и знаменитый дом Ушковой — его до сих пор называют одним из самых красивых зданий Казани.
В Саратове Карл Мюфке работал над строительством корпусов Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Скончался Карл Мюфке в 1933 году в возрасте 65 лет. В честь Карла Мюфке в Саратове назван бульвар, а в 2019 году на территории университетского комплекса установили памятник архитектору.
А его сын Константин Карлович Мюфке стал актёром. В 1927 — 1929 годы служил в Воронежском драмтеатре, затем в театрах Днепропетровска, Саратова, Тбилиси. Был одним из первых, кто сыграл в кино Ленина — в фильме режиссёра Михаила Чиарули «Великое зарево» (1938 год). Вдова вождя Надежда Крупская считала Константина Мюфке самым похожим Лениным.