Этого удивительного человека называли законодателем школьной математики. Андрей Киселёв не был уроженцем Воронежа, родился он в уездном городе Мценске Орловской губернии. Но большую часть жизни — 46 лет — прожил в Воронеже, выпустил не одно поколение учеников, а его имя долгие годы стояло на обложках школьных учебников по алгебре и геометрии.
Ради университета продал золотую медаль
Андрей Киселёв родился 12 декабря 1852 года в мещанской семье. Он был младшим ребёнком, у него было ещё два брата и три сестры. Учился в церковно-приходской школе, затем в уездном училище в Мценске. Уже в те годы Андрей проявлял склонность к преподаванию. Учитель сделал его своим помощником, мальчик объяснял математику всему классу и во внеурочное время помогал отстающим одноклассникам.
Андрей мечтал об университете, но уездное училище не позволяло поступить в высшее учебное заведение. К счастью, в Орле жил состоятельный родственник. Он взял способного мальчика на своё содержание и устроил его в Орловскую гимназию. Андрей был принят сразу во второй класс.
Гимназию Андрей Киселёв окончил в 1871 году с золотой медалью. В этом же году поступил на физико-математический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета.
Ещё будучи гимназистом, Андрей подрабатывал репетитором, сумел накопить некую сумму. Но этих денег не хватало, чтобы отправиться в Санкт-Петербург. И тогда Андрей решил продать свою золотую медаль: «Подумал, подумал, и продал я свою медаль за 75 целковых, золотая ведь была, и тронулся в путь», — рассказывал впоследствии Андрей Петрович.
Ещё в студенческие годы, в 1874-м, 22-летний Андрей женился на Марии Эдуардовне Шольц.
Творческий подход
В январе 1876 года Андрей Киселёв окончил университет, получил диплом учителя физики и математики. И в тот же год вместе с женой приехал в Воронеж, где стал преподавать в открывшемся в ноябре 1876 года реальном училище. Оно располагалось на улице Грузовой (ныне дом № 36 по улице Студенческой) . Поселился преподаватель в доме на Большой Садовой — сейчас это участок улицы Карла Маркса от Никитинской площади до ДС «Юбилейный». (К сожалению, дом, где жил Киселёв, не сохранился — здание снесли в 1970-е годы, на его месте стоит многоэтажный дом).
Молодой педагог абсолютно не был согласен с тем, что некоторые ученики считали математику скучным предметом. К работе Андрей Петрович подходил творчески и с энтузиазмом: задавал занятные задачи, геометрию объяснял с помощью заранее подготовленных дома макетов ромбов и кубов, старался объяснять предмет просто и ясно. И не чурался внеклассной работы, оставаясь с отстающими учениками заниматься после уроков.
Чиновники от образования заметили педагогический талант молодого математика и в 1879 году пригласили его обучать физике учеников Михайловской Воронежской военной гимназии. Русский язык там преподавал Николай Фёдорович Бунаков, с которым сдружился Киселёв. Оба они читали публичные лекции в «Обществе вспомоществования учащимся» — послушать увлекательные лекции приходило много горожан, средства от выступлений шли на благие цели, например на помощь пострадавшим от неурожая.
Когда в 1883 году в Воронеже педагог А.Н. Гоголь-Яновская открыла первую частную женскую гимназию, Андрея Петровича пригласили в руководящий совет. И он, и Бунаков работали здесь преподавателями (сейчас в здании, где была гимназия, располагается жилой дом № 40 по ул. Батуринской).
Андрей Киселёв часто бывал в доме у Николая Бунакова, где собирались любители шахмат, там же обсуждали текущие события в стране. А ещё оба приятеля благодаря знакомству с основателем велосообщества и промышленником Вильгельмом Столлем увлеклись велосипедным спортом. Помимо этого, Киселёв любил футбол, теннис, коньки, горный туризм. Любил и ценил музыку — как классическую, так и народную.
Спустя 15 лет пребывания Киселёва в Воронеже попечитель учебного округа отправил его в Курск, где Андрей Петрович также преподавал математику и физику в мужской гимназии. Конечно, семье Киселёвых не хотелось покидать Воронеж, к которому они за эти годы так привыкли. Но возможно, Киселёв так и остался бы в Курске, если бы не хлопоты директора Воронежского кадетского корпуса — благодаря ему Андрей Петрович вернулся в наш город и с 1892 года стал преподавать в кадетском корпусе.
Учебники появлялись одни за другими
Наряду с преподавательской деятельностью Киселёв в Воронеже активно трудился над написанием учебников. К этой работе он приступил, столкнувшись с некоторыми неточностями и сложностью формулировок в учебных пособиях тех времён. Первый учебник Киселёва — «Систематический курс арифметики для средних учебных заведений» — в 1884 году напечатало московское издательство братьев Салаевых. Это пособие Киселёв издал за свой счёт. Министерство народного просвещения рекомендовало учебник Андрея Киселёва для школ.
Окрылённый успехом, Андрей Петрович написал ещё два учебника — в 1888 году «Элементарную алгебру», в 1893 — «Элементарную геометрию». Затем учебники стали появляться один за другим — «Дополнительные статьи алгебры», «Геометрия», «Краткая арифметика для городских уездных училищ», «Краткая арифметика для высших начальных училищ», «Краткая алгебра для женских гимназий и духовных семинарий», «Физика» в двух частях, «Начала дифференциального и интегрального исчислений», «Элементы алгебры и анализа» и многие другие.
Просветительскую деятельность Андрея Киселёва высоко ценили: в 1890-е годы он был награждён орденами Святой Анны 2-й и 3-й степени, Святого Станислава 2-й степени, Серебряной медали в память царствования императора Александра III.
В кадетском корпусе Андрей Петрович проработал до конца 1901 года, затем ушёл в отставку. Директор Воронежского кадетского корпуса генерал-майор Репин писал в приказе: «Стремясь, чтобы ученики основательно осваивали преподаваемые им сведения и сохраняли их надолго в памяти, он (Киселёв. — Прим. ред.) пояснял свои уроки опытами, которые исполнял всегда точно, аккуратно и наглядно. <...> Он был всегда ровен, спокоен и серьёзен на уроках и требователен в оценке знаний учеников; и, несмотря на это, у него в течение 9 лет службы почти не было случая, чтобы кто-нибудь из кадетов был занесен в классный журнал или выслан с урока, при этом дисциплина и порядок в классе были образцовыми».
В чём секрет учебников Киселёва?
После выхода в отставку Андрей Киселёв купил усадьбу «Отрадное» возле реки Усмань с парком и садом в деревне Плясово-Юрасово (ныне часть села Хреновое Новоусманского района). Занимался научной работой, писал статьи, работал над учебниками, выступал с лекциями. Принимал активное участие в общественной жизни Воронежа, несколько раз избирался в городскую Думу.
Андрей Петрович вместе с женой Марией Эдуардовной открыли школу для деревенских детей — сначала она располагалась во флигеле их усадьбы, а в 1904 году супруги на собственные средства построили для школы отдельное здание. После революции, в 1918 году, усадьбу Киселёвых национализировали и разместили там детский дом.
Сам Андрей Киселёв снова занялся педагогической деятельностью, с 1918 по 1921 год преподавал математику в Воронежском институте народного образования, в школе для рабочих в Ямской слободе, на педагогических курсах, высших командных курсах.
После Октябрьской революции многие посчитали, что учебники Киселёва устарели, и решили отказаться от них. Но ненадолго — с 1922 года они стали выходить вновь и использовались почти до 70-х годов прошлого века.
Почему же учебники воронежского педагога были столь востребованы? Многие отмечают аккуратность изложения, доходчивость и чёткость. Сам же Киселёв писал, что прежде всего «ставил целью достигнуть трёх качеств хорошего учебника: точности в формулировке и установлении понятий, простоты в рассуждениях и сжатости в изложении».
Общий тираж изданных учебников Киселёва — несколько миллионов экземпляров, учебники издавались не только в нашей стране, но и за рубежом. И сейчас нет-нет да и раздаются призывы педагогов старшего поколения: «Назад к Кисёлеву!». Почему? Наверное, просто потому, что они были понятны детям.
«Разве можно сравнить мизерные
дореволюционные тиражи с нынешними»
С 1922 года Андрей Киселёв жил в Ленинграде, преподавал в Высшей военно-педагогической школе, в Школе военных сообщений, на Смольнинских курсах. И продолжал работать над усовершенствованием своих учебников, которые переиздавались огромными тиражами.
Преподавательскую деятельность Андрей Киселёв оставил в 1926 году, когда ему было 74 года. Незадолго до этого, в 1924-м, ему назначили персональную пенсию. А в 1933 году его представили к высокой награде — ордену Трудового Красного Знамени. Вот как вспоминал Андрей Петрович о награждении в Кремле: «Нас собралось пятнадцать награждённых. Меня вызвали последним. Я был пятнадцатым. Как только назвали мою фамилию, все присутствующие на заседании ЦИК шумно зааплодировали. Михаил Иванович (Калинин. — Прим. ред.) мне вручил орден. В ответном слове я сказал: «Я приношу правительству свою безграничную благодарность за высокую честь, которую оно мне оказало. Эта честь омолодила меня, по крайней мере, на двадцать лет. Она прибавит мне много новых сил. Я все свои последние годы отдам делу народного образования».
А в беседе с библиографом Александром Маргулисом Андрей Петрович говорил: «Я счастлив, что дожил до дней, когда математика стала достоянием широчайших масс. Разве можно сравнить мизерные тиражи дореволюционного времени с нынешними. Да и не удивительно. Ведь сейчас учится вся страна. Я рад, что и на старости лет могу быть полезным своей великой Родине».
Эпоха в педагогике
Скончался Андрей Петрович Киселёв от воспаления лёгких 8 ноября 1940 года в возрасте 88 лет. Похоронен на Волковом кладбище. Научная библиотека Кисёлева, которую он скрупулёзно собирал всю жизнь, перешла в архив Государственной научной библиотеки имени Ушинского Академии наук. Вот слова главного библиотекаря по фонду редких книг Ларисы Аверьяновой: «Андрей Петрович Киселёв — это эпоха в педагогике и преподавании математики в средней школе. Его учебники математики установили рекорд долговечности, оставаясь свыше 60 лет самыми стабильными учебниками в отечественной школе, и на многие десятилетия определили уровень математической подготовки нескольких поколений граждан нашей страны».
Имя выдающегося педагога Андрея Петровича Киселёва носят улицы в Орле, Воронеже (в микрорайоне Придонской), селе Хреновом. Также его имя присвоено школе в Мценске и воронежскому лицею на улице Героев Сибиряков. На здании бывшего Воронежского реального училища имеется мемориальная доска, посвящённая Киселёву.
В усадьбе в Хреновом на улице, носящей имя Киселёва, ныне располагается школа-интернат коррекционная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Усадьба является памятником истории и архитектуры. Она представляет собой двухэтажный дом, два флигеля в стиле классицизма, нижний и верхний парки.
Именно здесь с 1901 по 1918 год жил Киселёв с женой и детьми. У Андрея Петровича и Марии Эдуардовны было две дочери Елена и Мария и сын Владимир. Сын окончил Петербургский университет, связал свою жизнь с флотом. Мария стала врачом. Елена с отличием окончила Воронежскую Мариинскую гимназию, получила образование в Петербургской академии художеств — училась у Ильи Репина и была одной из его любимых учениц. Стала художником, многие её работы находятся в Воронежском областном музее имени И. Н. Крамского. После революции она эмигрировала, скончалась в Белграде в возрасте 95 лет.