В годы Великой Отечественной войны хрупкая девушка Зинаида Туснолобова за 8 месяцев вынесла с поля боя более 120 раненых красноармейцев. А себя уберечь от тяжёлых увечий не смогла... Возможно, её ждало бы скорбное существование в интернатах для таких же, как она, товарищей по несчастью, если бы не её непостижимая воля к жизни и не помощь близких людей. А особенно — любимого человека Иосифа Марченко, который ни секунды не колебался, решив связать всю свою жизнь с искалеченной невестой. И она, несмотря на ампутацию рук и ног, нашла в себе силы жить активной жизнью, научилась ходить на протезах и вырастила двух детей.
«Пишу вам с воронежской горящей земли»
Зина родилась в 23 ноября 1920 года на хуторе Шевцово Полоцкого уезда Витебской губернии. В 1930-е годы отца сослали в Сибирь. Зинаида окончила школу в городе Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области, там же работала лаборантом в тресте «Ленинскуголь», затем на шахте Емельяновской.
Когда началась война, Зина отправилась на курсы медсестёр. После их окончания её направили в 849-й стрелковый полк 303-й стрелковой дивизии 60-й армии Воронежского фронта.
Свой первый бой старшина медицинской службы Зинаида Туснолобова приняла в июле 1942 года под Воронежем. В одном из писем с фронта она писала: «Дорогая мама, братик Женька. Пишу вам с воронежской горящей земли. Если бы вы знали, что здесь творится. Днём и ночью стонет земля. Сколько буду жить на свете, никогда не забуду эти воронежские степи, побережье Дона. За каждый метр земли идёт кровавая битва… Но вы не волнуйтесь за меня. Пуля ищет боязливых, а я же, знаете, не из таковых. За три дня боёв вынесла из ада сорок бойцов. Откуда только силы берутся. Меня наградили орденом Красной Звезды…».
Всего за восемь месяцев пребывания на Воронежском фронте Зина вынесла с поля боя 123 раненых.
Нашли живой, вмёрзшей в окровавленный лёд
Самый страшный для Зинаиды бой состоялся в феврале 1943 года. Шла битва за станцию Горшечное Курской области. 22-летняя девушка пыталась оказать помощь раненому командиру взвода. Пока ползла к лейтенанту, поучила тяжелейшее ранение в ноги. Немцы перешли в контратаку. «Многие фашисты ходили по полю и добивали раненых. Увидев это, я притворилась мёртвой. Ко мне подошёл фашист, стал бить по голове и в живот чем-то тяжёлым, думаю, прикладом. Потом в ход пошли сапоги. Я снова потеряла сознание...» — вспоминала потом Зинаида.
Февраль. Мороз. Девушка сутки провела в снегу, среди убитых. Через сутки её, едва живую, вмёрзшую в окровавленный лёд, нашли наши разведчики, доставили в полевой госпиталь. Она пришла в сознание только на третьи сутки. Из-за обморожения развилась гангрена. Девушке сначала ампутировали правую руку. Но раны и обморожения были слишком сильными. Левую руку и обе ноги тоже пришлось ампутировать. Она находилась между жизнью и смертью. Выжила — молодой организм взял своё. Но как же трудно представить чувства совсем ещё молодой девушки, которая оказалась в абсолютно беспомощном состоянии.
Зинаиду отправили на лечение в тыл, в госпиталь в Свердловске. Потянулись месяцы госпитальной жизни. Весной, когда солнце пригревало вовсю, раненые вышли во двор на прогулку. Один из бойцов заметил через открытое окно палаты одиноко лежавшую девушку. «Пойдём гулять, красавица!» — позвал её парень. Зина с улыбкой пошутила: «Не могу, у меня нет причёски». Парень решил познакомиться с бойкой девчонкой, зашёл в палату и застыл, поражённый. Потом не выдержал — заплакал, упал на колени: «Прости меня, сестрёнка»...
«Мой дорогой Иосиф, прощай»
Спустя время Зинаида продиктовала медсестре письмо домой. Правду открыть не решалась: «Не пугайтесь, что пишу не сама, это временно. Подумаешь, ранило в руку или ногу. Главное — сердце целое и голова на плечах». Мама девушки отправилась в госпиталь. И лишь там узнала о состоянии дочери — врачи перед их встречей рассказали ей правду.
...Весной 41-го Зина познакомилась с кадровым военным Иосифом Марченко. Молодые люди мечтали пожениться, но война разрушила их планы. Иосиф, который в 1943 году служил в войсковой части на Дальнем Востоке (на фронт его отправили в 1944-м), очень волновался — последнее письмо от Зины он получил ещё зимой с Воронежского фронта, полгода назад. Что с ней, где она? На письма не отвечает.
Все эти шесть месяцев Зина не отваживалась написать любимому о несчастье. Но однажды решилась — продиктовала медсестре письмо: «Мой дорогой Иосиф! Обманывать, ты же знаешь, я никогда не умела. Со мной стряслась непоправимая беда. Я потеряла руки и ноги. Горько и обидно оставаться в 23 года инвалидом, получать пенсию и просить подать стакан воды. Видимо, моя песенка спета. Поступай, как сочтёшь удобным для себя. Не могу, не имею права быть преградой на твоём пути. Устраивай жизнь, как считаешь нужным. Прощай».
Долгожданный фронтовой треугольник от любимой девушки Иосиф Марченко получил только в конце июля. И сразу же отправил ответ: «Милая моя малышка, родная моя страдалица! Нет такой беды, которая разлучит нас. Вот окончится война, одержать бы победу, и я вернусь к тебе, и заживём мы с тобой счастливо. Ни о чем плохом не думай. Я прежний твой Иосиф».
Получив письмо от Иосифа, Зинаида поняла — жизнь продолжается. Позже она напишет: «Я не представляю. что было бы со мной, если бы я потеряла желание жить. Я не вышла из жизненной колеи — и это самое главное. Правда, у меня было много хороших друзей. И самый главный из них — мой муж».
«Отомстите за меня!»
Зинаида перенесла восемь операций. В ходе последней хирург Николай Васильевич Соколов расщепил кость левой руки, обшил мышцами и кожей — так, чтобы получилось как бы два «пальца». И вот спустя месяц Зина научилась самостоятельно брать этими «пальцами» кружку, ложку, причёсываться, умываться, а ещё постепенно научилась писать с помощью специальной манжетки с авторучкой — резиновая манжетка надевалась на ампутированную выше локтя правую руку. «Это моя победа», — сообщала она своим родным в письме.
В начале 1944 года хирург Соколов отвёз девушку в Москву, где специально для неё изготовили протезы. Первые шаги давались нелегко. Но она начала учиться ходить на искусственных ногах.
В мае 1944 года, когда наши войска перешли в наступление и начали освобождать города и сёла от фашистов, Зинаида, находясь в Москве, написала письмо бойцам I Прибалтийского фронта, которые подошли к её родному Полоцку. Письмо было опубликовано во фронтовой газете «Вперёд на врага»:
«Пусть это письмо дойдёт до сердца каждого из вас. Это пишет человек, которого фашисты лишили всего — счастья, здоровья, молодости, — писала Зина бойцам. — Мне 23 года. Уже 15 месяцев я лежу, прикованная к госпитальной койке. У меня теперь нет ни рук, ни ног. Это сделали фашисты... Это письмо я пишу обрубком правой руки, которая отрезана выше локтя. Если бы я хотя бы ещё один раз могла взять в руки автомат, чтобы расквитаться с фашистами за кровь. За муки, за мою исковерканную жизнь! Русские люди! Солдаты! Я была вашим товарищем, шла с вами в одном ряду. Теперь я не могу больше сражаться. И я прошу вас: отомстите! Отомстите им за меня, за сотни тысяч русских невольниц, угнанных в немецкое рабство. <...> И пусть каждый из вас убьёт хотя бы по одному фашисту».
После этого на бортах танков, самолётов, на стволах боевых орудий появились надписи «За Зину Туснолобову!». Так она снова оказалась в строю освободителей. В московский институт протезирования, где тогда находилась девушка, пришло более трёх тысяч писем от фронтовиков. И она многим бойцам отвечала, старательно выводя букву за буквой с помощью манжетки, которую зубами надевала на руку. Конечно, ответить всем не могла, поэтому обращалась к боевым товарищам через газеты и радио.
Научилась готовить, шить и брать на руки детей
После 15 месяцев, проведённых в госпиталях Свердловка и Москвы, мама забрала дочь Зину в Ленинск-Кузнецкий. В 1944 году из-за тяжёлого ранения в ногу демобилизовался Иосиф Марченко и сразу же отправился к своей невесте. Зина встретила Иосифа стоя на «ногах» — протезах. Они обнялись и больше уже не расставались.
После свадьбы супруги жили в Ленинск-Кузнецком, у них родилось двое детей — первенец в 1946-м, второй ребёнок — в 1948. К несчастью, оба сына умерли от тяжёлой инфекции в раннем детстве. Однако и эта большая беда не сломила героическую женщину. Но боль от тяжёлой потери несла в своём материнском сердце до конца жизни...
Семья вернулась в родной город Зинаиды — Полоцк. У супругов с разницей в 9 лет родились двое детей: сын Владимир в 1951-м, а дочь Нина — в 1960-м. Семья жила в доме, они вырастили яблоневый сад, о котором мечтали ещё со времён войны. Зинаида с мужем очень любили собирать грибы, она научилась шить, держать на руках детей — как все мамы.
Зинаида Михайловна всю жизнь поддерживала тесную связь с хирургом Николаем Соколовым, который так трепетно отнёсся к беде девушки. «…Мы с Иосифом вернулись в Полоцк, посадили сад. Может быть, это и есть счастье? Чтобы вот так раздольно цвёл сад и росли дети, — писала врачу Зинаида Туснолобова-Марченко. — Подумать только, Вовочка уже в восьмом классе, а Нинка-егоза последний год ходит в детский садик. Сейчас поздний вечер, моя шумная семья угомонилась, все спят, а я пишу вам письмо… Вся моя семья желает вам, дорогой мой доктор, здоровья, счастья, больших успехов. Приезжайте к нам летом на яблоки, Николай Васильевич! Забирайте всю семью с собой! Будем ездить в лес по грибы, на рыбалку! А главное — вы увидите, как я научилась самостоятельно стряпать, топить печь и даже штопать ребятам чулки. Горячо любящая вас Зинаида».
Зинаида Туснолобова-Марченко активно участвовала в общественной жизни, выступала в школах, на предприятиях. Была членом горкома партии и депутатом горсовета, помогала людям решать их житейские проблемы.
6 декабря 1957 года отважной женщине было присвоено звание Героя Советского Союза. А в мае 1965 года Зинаиде Михайловне вручили медаль имени Флоренс Найтингейл. Это высшая награда Международного комитета Красного Креста, которая присуждается медицинским сёстрам и медбратьям за исключительную преданность делу и храбрость при оказании помощи раненым и больным в военное и в мирное время.
«Я счастливый человек»
Зинаида и Иосиф всю жизнь прошли рука об руку, муж был её помощником и опорой во всём и в буквальном смысле носил её на руках. Супруги вырастили двоих детей, успели увидеть внучку.
Зинаида Михайловна ушла из жизни рано — она умерла 20 мая 1980 года в возрасте 59 лет. Вскоре не стало и её мужа Иосифа Петровича Марченко.
Именем Героя Советского Союза Зинаиды Туснолобовой-Марченко названы улицы в Ленинск-Кузнецке, Полоцке, посёлке Горшечное Курской области. В Полоцке её имя носит медицинский колледж. Также в этом городе в доме, где жила семья, с 1987 года открыт мемориальный музей-квартира Зинаиды Туснолобовой-Марченко. Здесь можно увидеть личные вещи, фотографии, награды, письма. Зинаида Туснолобова-Марченко — почётный гражданин Полоцка.
Когда-то Зинаида Михайловна говорила: «Счастье для женщины — иметь хорошую семью, детей. В этом смысле я — счастливый человек!». И только одной ей известно, какой ценой далось ей это поразительное умение быть счастливой. Несмотря ни на что.
Фото с сайта vitvesti.by