Как простой торговец книгами стал президентом книжных развалов Воронежа

Воронежец Владимир Балабаев, который уже 20 лет торгует подержанными книгами на уличном развале, рассказал, почему он этим занимается, сколько зарабатывают книжные торговцы и как выживают, несмотря на кризис и конкуренцию

20.02.2018 08:42
МОЁ! Online
21

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

6720
  

Разбогатеть на продаже подержанных книг сейчас вряд ли получится. Это в советские времена при тотальном дефиците люди готовы были покупать книги на чёрном рынке втридорога. А сейчас продавцы книжных развалов, как нам сказали, зарабатывают в среднем 100 - 200 рублей в день. Однако, несмотря на конкуренцию со стороны книжных магазинов и интернета, развалы, как непотопляемый флот, по-прежнему изо дня в день выстраиваются в центре города на пересечении улиц Никитинской и Карла Маркса.

Корреспонденты «МОЁ!» встретились с 58-летним воронежцем Владимиром Балабаевым – человеком, который с 1998 года занимается продажей подержанных книг. Он рассказал, как стал президентом книжных развалов, что это за феномен – книжные развалы и о чём с книжными торговцами договорились городские власти.

Владимир Балабаев.
Фото Александра Зинченко.

Торговать не стыдно

- Первый раз я вышел с книжками на улицу в конце 90-х от безденежья, - рассказывает Владимир Балабаев. – Я тогда в строительном институте работал, нам несколько месяцев не платили зарплату. Потом настало лето, и мы ушли в отпуск до сентября, так и не получив денег. У меня жена филолог, дома была довольно большая библиотека. Вот я и решил распродать кое-что оттуда. Жена скрепя сердце согласилась – жить надо было как-то. Думал, до сентября поторгую, а там, глядишь, и в институте денег дадут.

Владимир Владимирович и не подозревал, что продажа книг затянет его настолько, что он не бросит это дело и через 20 лет. Начало своей «карьеры» Владимир Балабаев вспоминает с иронией. В конце 90-х стихийная продажа книг велась у института связи (сегодня – концерн «Созвездие»). Продавцы выставляли свой товар на приступочке у забора со стороны улицы Плехановской. Балабаев принёс из дома несколько десятков книг и занял целую секцию забора, выставив книги в два ряда.

- Сначала неловко было торговать, - вспоминает Владимир Владимирович. – Если замечал, что знакомые идут, прятался за дерево. Смириться с ситуацией мне помог «товарищ по несчастью», кандидат наук. Каждый день в обеденный перерыв он выходил из института связи и становился со мной рядом, раскладывая перед собой на картонке пучки зелёного лука, который сам выращивал на огороде. Так вот он говорил: «Торговать не стыдно. Ну что делать, если государство за твою работу не платит?»

Сейчас Владимир Владимирович работает в университетской лаборатории – он  ведущий инженер Воронежского государственного технического университета, подрабатывает репетитором по физике. Но по выходным, как обычно, отправляется на книжный развал.

Фото Александра Зинченко.

Джентльменский клуб

Через некоторое время Владимир Балабаев узнал, что у книжных торговцев есть свои коммерческие секреты.

- Однажды я заметил, что продавец рядом со мной продал «Чингисхана», - рассказывает Владимир Владимирович. – На следующий день смотрю, у него опять «Чингисхан» лежит. Продал второго, а у него тут же третий появился. Я у него спросил, откуда у него столько одинаковых книг. Оказалось, что он сам книжки с рук скупает, чтобы продавать. И я решил делать то же самое.

Владимир Владимирович стал давать объявления о покупке книг. Желающих расстаться за небольшие деньги с библиотеками в то время было много. В итоге ему довольно быстро удалось восстановить изрядно поредевшую домашнюю библиотеку.

По словам Владимира Владимировича, были и такие торговцы, которые имели выход на антикваров и книжные магазины. Они брали от покупателей заказы на редкие книги. Даже специально ездили за ними в Москву. Вот на таких книгах можно было заработать. Редкий экземпляр мог стоить несколько тысяч рублей. Ходят легенды, что в начале 2000-х за книгу XVI века продавец с развала получил 570 тысяч рублей. Но сам Балабаев  этого  достоверно не знает, да и за длинным рублём никогда не гнался. Его скорее привлекает атмосфера на книжных развалах.

- У нас тут часто ведутся разговоры о литературе, философии, политике, - говорит мужчина. – Люди приходят очень интересные. Преподаватели университетские заходят. Для меня  это своеобразный джентльменский клуб. Помню, однажды такая дискуссия разгорелась о творчестве Теодора Драйзера, так дело чуть до мордобоя не дошло (смеётся).

Фото Александра Зинченко.

Как уличный торговец стал президентом

В середине нулевых развал переехал на улицу Карла Маркса. Как ни странно, городские власти книжных торговцев не только не прогнали с улиц, но, наоборот, посчитали книжные развалы столь важной культурной частью города, что перед реконструкцией улицы в 2011 году интересы продавцов учли при разработке нового проекта. Нельзя сказать, что под книжный развал проектировали часть улицы, но имели в виду, что он там будет размещаться, и учитывали потребности продавцов, покупателей и пешеходов.

Более того, по согласованию с мэрией торговцы зарегистрировали общественную организацию книголюбов «Букинист» с собственным уставом. А её президентом путём голосования избрали Владимира Балабаева.

Как президент, Балабаев следит за порядком - например, чтобы никто не выходил на работу подшофе. А ещё собирает с продавцов деньги на уборку территории развала – 3 000 в месяц. Но случается ему решать и политические вопросы. Так, после реконструкции улицы Карла Маркса в 2011 году Балабаев встречался с тогдашним главой городского управления культуры Иваном Чухновым и обговаривал условия возвращения развала на своё место.

- В 90-х развал процветал, интернета ещё не было, люди больше читали бумажных книг, - рассказывает мужчина. – А сейчас сюда чаще всего студенты-филологи и школьники заглядывают, чтобы купить подешевле книги по программе. А вообще, новых продавцов на развалах почти не появляется. Так что потихоньку вымираем, как мамонты.

Фото Александра Зинченко.

Байки с книжного развала от Владимира Балабаева

 ***

Девушка, выбирает любовный роман. Берёт книгу «Напиток любви», вчитывается, а потом вдруг спрашивает: «А ещё по кулинарии у вас что-то есть?»

***

Женщина с ребёнком интересуется у торговца книгами: «Не подскажете, как пройти к гимназии имени Баскова».

***

Женщина объясняет: «Дочка недавно интересную книгу прочитала, теперь хочет купить». Спрашиваю: «Что за книжка»? Она долго вспоминала, потом: «А, «Орущие в кустах»!» Ну, я понял, что это «Поющие в терновнике» Колин Маккалоу.

***

Молодая девушка как-то интересовалась литературой о цветах. Как на зло, в тот день ни у кого ничего подходящего не было. Обведя рукой столы с книгами, девушка удивилась: «А зачем тогда вы всё это продаёте?»

Справка:

История книжных развалов в Воронеже ведётся с конца 60-х годов прошлого века. Тогда в Бринкманском саду возник стихийный рынок книгами, который именовали не иначе, как чёрным, а торговцев – спекулянтами. Когда торговлю там закрыли, букинисты переместились в парк «живых и мертвых», затем – на территорию нынешнего парка «Алые паруса», далее к Дворцу творчества детей и молодежи. Когда их выгнали и оттуда, «спекулянты» с книгами переехали в лесополосу на Перхоровича. А в 90-х годах, когда в городе на каждом углу расцветала стихийная торговля, продавцы книг переместились в центр города, на Плехановскую. В начале нулевых торговцам подыскали место на улице Карла Маркса, у гимназии им. Басова. Но учебное заведение стало протестовать, и развал передвинули дальше по улице, к институту физкультуры. А после реконструкции улицы Карла Маркса в 2011 году место продавцам книг нашлось на пересечении с улицей Никитинской.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.