Рассказываем о выдающихся людях, оставивших яркий след в истории Воронежа

Проект «Мы знаем!» реализуется при спонсорской поддержке Гражданского собрания «Лидер»

Как уроженец Воронежа создал империю глянцевых журналов

Как уроженец Воронежа создал империю глянцевых журналов

Николай Аловерт дружил с Тургеневым и Гончаровым, а его модные издания пользовались необычайной популярностью и  переводились на иностранные языки

Любопытно рассматривать нынче дамские журналы конца XIX века. Возьмём, к примеру, январский номер недавно созданного прекрасно иллюстрированного издания «Вестник моды» (№ 4, 1885 год). 

«Несколько лет тому назад костюмы наши изобиловали драпировками, отворотами, плиссированными воланами, рюшами, кулисами; всё это вместе было очень кропотливо и крайне сложно, — написано в популярном еженедельнике тех лет. — Мало-помалу рассудок подсказал необходимость перемены, и эти каскады материи понемногу уступили место относительной простоте настоящего времени».

А вот и иллюстрации и описания этих «простых» туалетов: костюм из атласа вер люмьер с рельефной вышивкой цветами, круглой юбкой с большими двойными складками, перед вырезан шалью на бархатном пластроне; бальный наряд из розового сисильена, юбка обшита высоким воланом из брюггельскх кружев, покрыта второй юбкой из тюля, вышитого крупными цветами и атласными шариками... А шляпки! Вот бархатная шляпа Коко, украшенная драпировкой и большим разноцветным попугаем. Или шляпка Бон фамм — из белого тюля с пальмовыми листьями и розовыми бантами.

Но не только нарядам посвящено издание «Вестник моды»: здесь и бытовые практические советы (например, как очистить лампу от пятен или освежить старые фотокарточки), и кулинарные рецепты (как приготовить дома ливерную колбасу и фаршированное баранье плечо), и советы по рукоделию (как сделать кружевную накидку на стол или саше для носовых платочков). Есть место и чтиву — печатаются продолжение исторического романа времён Нерона, новости со всего мира под рубрикой «Смесь», театральная хроника.

Но самая главная фишка «Вестника моды» — это выкройки в натуральную величину ко всем рисункам, размещённым в издании. Как подчёркивает редактор, такого до этого не делал ни один журнал в мире! А кто же автор новаторской идеи? Им оказался уроженец Воронежа, человек очень образованный, редактор-издатель «Вестника моды» Николай Аловерт. Его называют королём глянца конца XVIII — начала XIX в., с именем Аловерта неразрывно связана история модных журналов той эпохи.

Возможно, кто-то скажет: «Подумаешь, модные журналы! Это несерьёзно». И будет неправ. Во-первых, модные журналы — это целое искусство. Во-вторых, по этим изданиям мы можем судить о том, как и чем жили наши прапрабабушки, узнать о быте общества, о том, как изменялось отношение к женщине, можем отслеживать эволюцию костюма, изменения в поведенческих, культурных традициях. И во многом это стало возможным благодаря Николаю Аловерту.

Родился Николай Аловерт в 1847 году в Воронеже. Отец его Павел Аловерт не знал своих корней. Он был подкидышем — его младенцем нашли рабочие на рудниках поселения Алаверди в Армении, недалеко от границы с Грузией. Мальчика привезли в Воронеж, назвали Павлом. А фамилия образовалась от искажённого названия того самого населённого пункта.

До 30 лет Николай Аловерт прожил в Воронеже, здесь получил первое образование, очень любил литературу. Затем Николай переехал в Петербург, где начал заниматься журналистикой. Вскоре, в 1879-м, Аловерт получил приглашение уроженца Германии Германа Гоппе стать редактором созданного им журнала литературы, науки и искусств «Огонёк» (это был предшественник известного издания). Наш земляк быстро вошёл в столичные литературные круги, дружил с известными в те годы писателями, в том числе с Тургеневым, Гончаровым, Потехиным и другими, которые печатались на страницах журнала.

О Гоппе стоит рассказать отдельно. Ещё в 1860-е его имя стало широко известно в России после того, как он создал один из первых иллюстрированных женских журналов «Модный свет». Затем, в 1869-м, Гоппе начал выпускать издание «Всемирная иллюстрация», в которой были напечатаны лишь изображения. В 1870 — 1880-е годы Гоппе приобрёл лицензию на немецкий журнал Der Bazaar и начал издавать русскую версию под названием «Новый русский базар». Издания Гоппе были очень популярны в России.

Николай Аловерт

Николай Аловерт был талантлив, образован и амбициозен. Он решил уйти от Гоппе и создать собственное издательское дело, сосредоточившись на дамских изданиях. И 1 января 1885 года вышел в свет первый журнал Аловерта «Вестник моды» — как гласила надпись на обложке, «иллюстрированный журнал моды, хозяйства и литературы».

В предисловии к первому выпуску еженедельника издатель Николай Аловерт написал, что поводом для создания журнала послужило отсутствие в России издания о последней парижской моде. Существующие в те годы российские модные журналы были адаптацией немецких журналов, а немцы-де видоизменяют парижскую моду. Редактор Николай Аловерт достиг договорённости с рядом парижских модных изданий по поводу иллюстраций. Таким образом, «Вестник моды» публиковал статьи и иллюстрации одновременно с лучшими парижскими изданиями. Из первых уст, так сказать.

А чтобы обойти конкурентов (помимо Гоппе ещё несколько издателей занимались глянцем), Аловерт применил несколько новаторских идей. Например, помимо упомянутой публикации выкроек ввёл ещё и возможность их заказа в разных размерах. Еженедельник «Вестник моды» издавался в нескольких ценовых вариантах в зависимости от количества иллюстраций. Кроме того, на страницах издания активно рекламировались косметика, лекарства, печатались обзоры магазинов.

Николай Аловерт, пожалуй, одним из первых организовал связь с читателями: в журнале была колонка, в которой редактор лично отвечал на письма подписчиц. Всё это и многое другое вкупе с насыщенным и полезным содержанием сделало «Вестник моды» невероятно востребованным.

Через несколько лет Аловерт стал издавать женский журнал «Модный курьер» (он выпускался в двух вариантах — для портних и для семьи — и выходил с 1899 по 1916 год): здесь также помещал в каждом номере выкройки, а подписчикам предоставлял скидки на товары из магазинов, которые рекламировались в издании.

Обложка одного из первых номеров ещё одного детища Николая Аловерта — журнала «Модный курьер». Тут и наряды, и зимние развлечения конца XIX века

В итоге нашему земляку удалось обойти конкурентов, он выкупил у наследников дома Гоппе его издания, в том числе «Новый русский базар» и «Модный свет». В начале ХХ века Аловерт стал единолично контролировать крупные дамские журналы в Российской империи: «Вестник моды», «Модный курьер» (куда влились ранее издававшиеся Гоппе «Модный свет» и «Модный магазин»), «Парижские модели шляп», «Парижская мода», «Детские платье и бельё», «Бельё и вышивки» и др.

Кроме того, Николай Аловерт является автором популярнейших в то время поваренных книг «100 блюд из овощей», «100 блюд из картофеля», «100 кушаний из остатков», «100 рецептов приготовления грибов», «100 блюд из яиц».

Издания, выпускаемые Николаем Аловертом, пользовались огромной популярностью не только у женщин Российской империи, но и за рубежом, их переводили на иностранные языки.

Уроженец Воронежа создал в России глянцевую империю, куда входили издания разных направлений и ориентированных на разную аудиторию. Говорят, Николай Аловерт как никто понимал интересы различных групп своих читательниц.

Настоящим долгожителем стало первое детище Аловерта — журнал «Вестник моды», он выпускался с 1885 по 1918 год.

Благодаря журналу нашего земляка «Вестник моды» наглядно видно, как кардинально изменилась женская мода за 26 лет, с 1891-го по 1917-й...

Вскоре после революции весь издательский бизнес, имущество и средства Николая Аловерта были национализированы новой властью большевиков. В ранее принадлежавшей ему квартире в Петербурге на углу Итальянской улицы и набережной Фонтанки бывшему владельцу издательской империи оставили лишь одну комнату, а саму квартиру превратили в коммуналку.

Николай Павлович, которому было уже за 70, устроился корректором в одно из советских изданий и работал до тех пор, пока из-за катаракты пришлось оставить трудовую деятельность. Николай Аловерт жил тем, что распродавал свою оставшуюся мебель из красного дерева.

Скончался король российского глянца Николай Аловерт в 1927 году в возрасте 80 лет.

Николай Павлович был женат на Софье Бабушкиной, которая была намного его моложе. Женился он поздно. Когда родились его дети — сначала дочь Люба, затем, в 1902 году, сын Николай — Аловерту было уже за 60.

Николай Павлович Аловерт с женой Софьей, дочкой Любой и сыном Николаем 

Дочь — Любовь Николаевна Аловерт незадолго до революции вышла замуж за польского офицера и уехала с ним в Польшу. Сын — Николай Николаевич Аловерт, инженер-химик по профессии, был членом партии эсеров, в 1920-е отправлен в ссылку вместе с женой Еленой Тудоровской. Елену в 1935 году освободили, а Николая в 1937-м расстреляли.

У супругов в сентябре 1935-го родилась дочь — Нина Аловерт. Ещё в 1977 году Нина Николаевна эмигрировала в США, где и живёт по сей день, при этом часто вплоть до недавнего времени бывала в России, встречалась с друзьями. Внучка нашего земляка, видного издателя и редактора Николая Аловерта стала театральным критиком, писательницей, одним из самых известных во всём мире балетных фотографов. Она была хорошо знакома со многими знаменитостями — актёрами Сергеем Юрским и Алисой Фрейндлих, танцорами Михаилом Барышниковым и Николаем Цискаридзе, писателями Иосифом Бродским и Сергеем Довлатовым. Многие её фотоснимки вошли в историю.

Фото: ru.wikipedia.org