Важную роль в прифронтовой полосе сыграли паровозные колонны особого резерва НКПС. Подвижные, по-военному готовые к выполнению самых срочных и самых сложных заданий командования, эти колонны вписаны отдельной страницей в историю Великой Отечественной войны.
В самый разгар сражения за Сталинград во второй половине октября на базе железнодорожной станции "Лиски" была создана такая колонна в составе 20 паровозных бригад. Зарезервированная в НКПС под номером 19, она получила название «За Сталинград», ибо главным предназначением лискинской паровозной колонны стала доставка военных грузов на Сталинградский фронт по Арчединскому отделению Юго-Восточной железной дороги. Руководить ею был назначен Александр Карпович Лысенко, который в ноябре 1943 года был удостоен звания Героя Социалистического Труда с формулировкой «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства, за выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного транспорта в трудных условиях военного времени».