«Без меня народ неполный» — так говорил один из героев писателя Андрея Платонова. На самом деле народ неполный без каждого из нас, без каждого из вас, наши дорогие читатели. Мы хотим рассказать о людях, которые с любовью делают своё дело, честно живут и тем самым делают лучше этот мир, наш город, нашу жизнь. Если вы хотите рассказать о таком человеке, предложить нам своего народного героя — присылайте заявку на почту elenaivanova.press@mail.ru. Ждём героев!
Дмитрий Олегович Харьковский, дирижёр Губернаторского оркестра, заведующий секцией духовых и ударных инструментов ВГИИ, завотделением духовых и ударных инструментов, преподаватель по классу флейты детской школы искусств № 7.
«Все дети как дети, а я музыкант»
— О музыке я в детстве не мечтал. Мечтал стать хоккейным вратарём, потом гидом или экскурсоводом, но никогда — музыкантом. Девяностые попали на время подготовки в школу, где одна из преподавателей решила нас, дошколят, всячески развивать и записала всех на подготовительное отделение детской школы искусств № 7. Все дети как дети — побросали это дело кто через год, кто через два. Но моя мама была настроена решительно и сказала, что раз я взялся туда ходить, то и делать это надо до конца.
Первое время я надежд не подавал, и в конце каждого учебного года мы с родителями на семейном совете решали, бросать мне это гиблое дело или тянуть лямку дальше. В итоге договаривались задержаться на месяцок. Месяц перерастал во второй, второй — в полгода, год, несколько лет…
Я учился на фортепианном отделении, его тогда возглавляла Надежда Михайловна Васильева. Что-то она во мне тогда разглядела и пригласила к себе в класс — лепить из меня профессионала на многочасовых занятиях и отчётных концертах. Началась гастрольная жизнь — глаза загорелись!
И рок, и рэп
— Удивительно, в моей семье не было музыкантов, а я с музыкой не расстаюсь никогда. Слушаю её, когда готовлюсь к репетиции с оркестром или выбираю программу ученикам, пишу новые программы. Причём в моем личном плейлисте есть и рок, и рэп — если они качественно написаны и сыграны, конечно.
Если я как дирижёр не смогу полюбить какое-то произведение, моя нелюбовь к нему передастся оркестру, а от оркестра — зрителям. Но ещё хуже, когда нелюбовь проявляется в преподавательской деятельности. Знаю тех, кто из-под палки работает в этой сфере и транслирует маленьким людям лень, усталость, неготовность к сотворчеству… Никогда таких не понимал, есть же миллион других профессий! С детьми должны работать только те, кто горит делом.
Представьте обычного десятилетнего мальчишку, который без энтузиазма плетётся в музыкальную школу, потому что надо… а спустя 20 лет становится влюблённым в музыку обладателем трёх дипломов с отличием — двух в Воронежском музыкальном колледже им. Ростроповичей и одного в Воронежской государственной академии искусств. А все потому, что в него однажды поверил один очень талантливый преподаватель — больше, чем он сам в себя верил. Как вы поняли, этим мальчишкой был я.
На пути к дирижёрству
— После института я очень много работал: в симфоническом оркестре, филармонии, театре, молодёжном оркестре, чем давал очень большую нагрузку на исполнительский аппарат духовика — губы. Да так, что со временем он начал меня подводить. Все случилось быстро — больница, лечение и неожиданный диагноз: играть вы больше не сможете. А у меня дома жена, годовалый ребёнок и одни лишь музыкальные навыки за спиной. Больше делать я ничего не умел.
Тогда я вспомнил, что в музыкальной школе мне прочили карьеру военного дирижёра, как хотел поступать в военный вуз по подготовке дирижёров. Все эти звоночки стали озарением — вот оно! Год подготовки, обучение в институте искусств — и у меня в руках диплом, где на первой странице красуется надпись: «Дирижёр». Спустя год после окончания вуза руководство филармонии предложило мне поработать по профессии — знаменитый сегодня Губернаторский оркестр стал моим первым серьёзным коллективом.
Дирижёр и без палочки дирижёр
— Говорят, что дирижёр — первый среди равных. Это не просто дядечка, который машет палкой на музыкантов. Это друг, коллега, партнёр. Он доносит до оркестра замысел произведения, характер музыки, художественные образы, заложенные автором.
Этой профессии около 150 лет. Раньше дирижёром становился самый взрослый и опытный музыкант. Перечить ему было смерти подобно — слово дирижёра было законом и истиной в последней инстанции для всего коллектива, который он, кстати, ещё и нотной грамоте мог обучить.
Сейчас таких задач перед дирижёром не стоит. Дирижёр как подвид вообще очень помолодел — 23 — 25-летние выпускники консерваторий теоретически могут возглавить оркестр.
Кстати, оркестр может играть и самостоятельно. Правда, недолго, как показала практика. В 1922 — 1932 годах существовал первый в истории академической музыки симфонический оркестр без дирижёра «Персимфанс», собравший выдающихся музыкантов Большого театра. Они посчитали, что могут справиться без дирижёра — пережитка капитализма. Музыканты тратили большое количество времени на репетиции, много спорили. Это привело к тому, что коллектив распался. Вывод: лидер необходим.
С дирижёром удобнее и быстрее отрегулировать баланс звуков, ведь я слышу весь оркестр сразу и показываю, кому нужно сыграть ярче, а кому, наоборот, мягче. Если я чувствую, что певец ускорился, то даю импульс всему оркестру добавить темп. Но работа на концерте — это лишь 10 процентов от всего объёма, вершина айсберга. Остальные 90 — это репетиции, где выдвигаются требования к каждому музыканту. Есть такое понятие, как оркестровая выучка: если оркестр слаженно звучит на репетициях, ему подвластны любые произведения.
Конечно, не обходится и без форс-мажоров. Открою страшную тайну — у любого оркестра на каждом концерте что-то происходит, и мы не исключение: то музыкант сыграет не так, как мне хочется, то кто-то вступит не в свой такт. Иногда ошибки совсем незаметные, но бывают такие, что палочку после взмаха хочется запустить в того, кто это сделал. Или однажды мы начинаем играть, а я понимаю, что на пульте нет партитуры — мои листы прихватил с собой другой дирижёр. Пришлось дирижировать по памяти.
Губернаторский оркестр
— Губернаторский оркестр основали в 2006-м — в тот год расформировывался оркестр пограничной службы, обслуживающий торжественные мероприятия, митинги, поездки по области, встречи государственной важности. На базе военного оркестра был создан Губернаторский эстрадно-духовой оркестр, первым его дирижёром стал Морозов Александр Тихонович.
Постепенно роль оркестра в культурной жизни города росла, сейчас он обрастает новыми программами и задачами. Мы решили уйти от привычного понимания, что духовой оркестр — это только вальсы и марши. Современный эстрадный духовой оркестр — мобильный коллектив. Сейчас мы расширили его состав бас-гитарой, электрогитарой, клавишными инструментами и тремя солистами.
Наши музыканты профи в разных программах: и патриотических, и классических, и детских. Поэтому и слушателей с каждым годом становится все больше. Например, к новому году мы сделали саундтрек-шоу с музыкой из зарубежного и отечественного кино. Все два концерта прошли с аншлагом, а сейчас программа поехала по городам.
Для меня оркестр — это не работа. Это каждодневные думы о его жизни и продвижении, о том, будет ли то или иное произведение интересно зрителю, о новых программах и шоу. Здесь я уже 13-й сезон. Оркестр — моя родная семья.
Блицопрос
Чем вы больше всего гордитесь?
Успехами сына.
Ваше хобби?
Книгу — и на диван.
Мой идеальный день — это…
...день у моря.
Кем вы восхищались в детстве?
Котом. Он может весь день лежать и не суетиться.
Опишите свой характер пятью словами.
Жутко упрямый и страшно упёртый Телец.
Если не собой, то кем вам хотелось бы быть?
Никем, только собой.
Выбирая из всех в мире, кого бы вы пригласили в гости на обед?
Чехова.
Если бы вы имели возможность встретиться с собой маленьким, что бы вы себе сказали?
Не сутулься!
Ваш жизненный девиз?
Хочешь сделать хорошо — сделай сам.