Рассказываем о выдающихся людях, оставивших яркий след в истории Воронежа

Подвиг юного разведчика Феоктистова. «Помню лишь мушку на стволе пистолета фашиста»

Подвиг юного разведчика Феоктистова. «Помню лишь мушку на стволе пистолета фашиста»

Мы продолжаем публикацию документов о Великой Отечественной войне, которые были рассекречены Управлением ФСБ по Воронежской области

Сегодня перед вами история ещё нескольких уникальных документов, недавно рассекреченных Управлением ФСБ по Воронежской области. Из первой партии рассекреченных архивов, напомню, мы узнали о начальнике Новохопёрского районного отдела НКВД, который в ноябре 1943-го — феврале 1944-го разоблачил фашистского шпиона (https: //moe-online.ru/news/people/1092958). На это раз речь о ещё одном герое. Имя его вы наверняка знаете, ведь это Герой Советского Союза, легендарный лётчик-космонавт Константин Феоктистов. Наш земляк, который, будучи подростком, стал разведчиком. И совершил подвиг.

***

Константин Петрович Феоктистов — лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза. Родилась будущая легенда 7 февраля 1926 года в Воронеже, на Республиканской улице в доме номер 11. Та двухэтажка жива до сих пор, а ведь ей 111 лет. Костя Феоктистов — младшенький из троих братьев. Среднему — Боре — в ту пору четыре. Старшим в семье был Саша, сын мамы от первого брака. Отец Пётр трудился главбухом, мать Мария Фёдоровна окончила курсы медсестёр, но Костик часто болел, мама разрывалась между ним и работой.

Когда немцы в июне 1942-го вошли в Воронеж, Константину было 16 лет. Отличник Феоктистов учился в пятой школе (улица Ленина, 88). Но пятерки остались в жизни «до», теперь наступила жизнь «после». После «22 июня, в четыре часа утра, без объявления войны».

Старшие братья ушли на фронт сразу. Отца призвали, когда фашисты были недалеко от Воронежа. Костя же вместе с мамой успеет отправиться в эвакуацию. Он сам спустя много лет опишет те события в автобиографической книге «Траектория жизни». И то, как сбежал с полдороги на третьи сутки, стал разведчиком НКВД, и как во дворе одного из домов на Сакко и Ванцетти его расстреливал гестаповец.

***

В своих записях Феоктистов признаётся, что изначально не хотел уезжать из прифронтовой полосы, но пожалел маму. Дав, впрочем, себе зарок: уйти при первом удобном случае. И когда через двое суток добрались до соседней деревни и мать отправилась менять вещи на еду, Костя ушёл обратно.

Он, кстати, просился школу разведчиков в Воронеже ещё весной 42-го, но тогда его не взяли: мол, фигурой не вышел, худенький, да и нет у нас пока фашистов. Но теперь они были. Какие уж тут изящества. Феоктистов расскажет в своей книге, что на обратной дороге в Рождественской Хаве встретился ему случайно полковник Василий Юров — тот самый, который в прошлый раз развернул его «из разведчиков». На этот раз парня взяли в разведшколу при Воронежском гарнизоне. Было 6 июля. Костя успеет сделать четыре удачные вылазки, пятая — 11 августа — станет для него последней.

Константин Феоктистов будет описывать те события в десятках интервью, в автобиографии с литературной свежестью, кинематографичностью и — удивительно — самоиронией. 11 августа вместе с напарником 14 лет «Павловым» отправили его на очередное задание, он — Костя — главный. Мальчики приметили фашистские патрули, вырулившие из подворотни, и «Павлов» умудрился мгновенно испариться: он позади Феоктистова шёл, а тому — куда рыпаться, как миленького подстрелят. Подошёл к Косте эсэсовец, притащил к глубокой яме во дворе дома, поставил спиной к ней, достал пистолет, снял с предохранителя. Немец орал «рус шпион», а пацан осознавал: всё, на сей раз не увернуться.

Костя успеет заметить лишь «мушку» на стволе фашистского ТТ, пуля вылетит ему в лицо, он рухнет в яму на груду битых кирпичей, но грохнется удачно — на живот —  и останется цел, лишь отключившись на пару секунд.

…Спасла его точно какая-то чуйка: гестаповец таращился в яму — дескать, живой ли — а парень лежит не дышит, вроде как мёртвый он, до свидания. Немец и ушёл. А разведчик наш тихо-тихо и выбрался. Он тогда не чувствовал боли. Пуля же прошила шею через подбородок — навылет. Двое суток подросток добирался до своих. Добрался и доложил о том, что выяснил до расстрела. Потом был направлен в госпиталь… Из госпиталя неутомимый разведчик Феоктистов сбежит в свою часть, оттуда его снова отправят в медсанбат. Тут Костю невероятным чудом отыщет мать Мария Фёдоровна. Их эвакуируют в узбекский город Коканд.

Там Константин окончит школу (пятёрки). Дальше учёба в Москве, космос.

***

А вот та самая секретная информацию, которую Феоктистов донес до своих.

« (…) Сегодня утром прибыл «ФЕОКТИСТОВ», сквозной прострел шеи, повреждён акт глотания. «ФЕОКТИСТОВ» сообщил, что 11. VIII с. г. в 14.00м. он был остановлен 2-мя гестаповцами, спросившие пропуск, но т. к. у «ФЕОКТИСТОВА» такового не было, они завели его во двор, поставили у погреба и один гестаповец выстрелил в него, «ФЕОКТИСТОВ» упал в погреб, где лежал труп расстрелянного красноармейца. Часа через полтора проверили погреб и убедившись, лежат два трупа — ушли. Вечером «ФЕОКТИСТОВ» с трудом вылез из погреба, прополз в соседний двор, укрылся в мусорном ящике, а затем после отдыха, на вторые сутки выбрался на нашу территорию. «Феоктистов» сообщил, что немцы усилили посты на берегу реки Воронеж от улицы Обороны Революции до Чернавского моста. Наблюдается усиление новых подкреплений в район Архиерейской Рощи и стадиона «Динамо», по сравнению с началом августа. Немцы разыскивают укрывшееся население, при обнаружении угоняют. Есть случаи расстрела за нарушение приказа об эвакуации.

Константин Петрович Феоктистов дважды награждён орденом Отечественной войны I степени — в 1965-м и 1985-м. За храбрость, стойкость, мужество и — из официального статуса ордена — за то, что «своими действиями способствовал успеху боевых операций наших войск».

Тем временем

Страницы, рассекреченные воронежским управлением ФСБ, — закулисье той войны. Каждый факт в них двигал её ход. Берите карту. Разворачиваем камеру назад. Перспектива — 79 лет. Вот о чем нам сообщают те документы:

…Оперативники НКВД на ж/д станции «Сомово» перехватили жителя Воронежа Н. М. М. лет 14 - 15. Жил на Карла Маркса, завербован врагом. На следствии Н. сознался, что 25 июля, до вторжения в город, в районе Придачи со стороны Чернавского моста немцы перебросили к нам его и ещё девять таких же обработанных мальчишек. Чётко прочертив задачи: за пять-семь дней разведать участок «станции Отрожка-Тресвятская-Графская» и вернуться в точку переброски для передачи данных. Н. успел увидеть на Графской расстановку нашего воинского состава — самих красноармейцев плюс 10 «Катюш», орудия дальнего боя и пулемёты. Назвал адреса и фамилии четверых напарников...

…За 4 августа 1942-го центральная опергруппа НКВД завербовала 8 мирных воронежцев для муштровки в школе разведчиков…

…За 13 августа — 6, пятерых из них готовят к переброске в тыл фашистов, шестого — чтобы оставить в СХИ на случай, если немец сунется туда…

...В районе Отрожка-Чертовицы-Боровое сошлись три наших Бостона (американские военные самолёты, среди которых были ночной истребитель, штурмовик, лёгкий бомбардировщик) и четыре вражеских истребителя «Мессершмитт». Наши победили, благополучно приземлились на родной земле...

…Сражения идут в районе станции «Семилуки» и близ посёлка завода «Коминтерн», красноармейцы заняли Фигурную и Круглую рощи, у стадиона «Динамо» — несколько жилых домов, уничтожив в округе немало немчуры. Хотя сопротивляется она отчаянно...

...Немцы звереют, методично засасывая нас в вакуум смерти. В здании школы на улице Ленина окопали свой штаб и воинскую часть, в бывшем Алексеевском монастыре (мы в СССР, напоминаю, религии нет) — штаб части и усадили там же районного военного коменданта...

…Два вражеских миномёта укрыты в районе Терновой церкви, на кладбище (закрытое уже Терновое кладбище, старейший городской некрополь в районе Сакко и Ванцетти, рядом с 16-й школой на Мало-Терновой улице. — Авт.). Обстрел наших позиций оглушительный. ..

…На Девичьем рынке по Солдатскому переулку, вдоль Рабочего посёлка вьётся вражеская траншея, и в ней два пулемёта, а в конце — на перекрёстке Солдатский переулок/Средне-Смоленская — дальнобойное орудие. Ещё два пулемёта — «на бугру» близ улицы Обороны Революции, в направлении к Архиерейской роще и реке Воронеж. И на этом же бугру, но от Обороны Революции до Тернового кладбища залегли фашистские автоматчики. Пункт немецких наблюдателей, корректирующих обстрел наших позиций, засел на колокольне бывшего Митрофановского монастыря...

...В городе геноцид. Под огнём фашисты выдавливают из дома целые семьи и гонят в свой лагерь в Хохольский район. На Пролетарской улице, между Батуринской и Коммунаров, есть «ворота смерти»: там гестаповские виселицы для пленных красноармейцев. На них — трупы наших солдат, в одном белье. Висят уже три дня...

…В Сомово перехватили пять дезертиров…

…Сомовская опергруппа НКВД задержала в Боровом Е. С. 42 лет. Сознался в том, что читал для жителей фашистские листовки, при обыске у него нашли восемь листовок сектантского содержания.

…Другие агенты вышли на 52-летнего Н. Н. Н. В последнее время тот работал инструктором одной из школ, до этого — в Авиатехникуме имени Чкалова. Отчаянный антисоветчик при этом числился партийцем. Жил на улице Берег Дона. Завербован врагом, его сын 28 лет, слесарь на заводе, служит у немцев добровольцем...