Виктор Гудков был человеком очень разносторонним — поэт, композитор, фольклорист, этнограф, журналист, самостоятельно выучил карельский и финский языки, обладал прекрасной памятью. Увидев впервые в городе Кандалакше финна, который исполнял музыку на кантеле, Виктор Пантелеймонович навсегда связал свою жизнь с этим старинным инструментом, обладающим необычайной красотой и лиричностью звучания.
Мать была арестована, отец пил...
Родился Виктор Гудков в Воронеже 4 сентября (22 августа по старому стилю) 1899 года. Раннее детство провёл в уездном городке Землянске, где отец (интеллигент-самоучка, сын столяра) некоторое время работал уездным нотариусом. Как писал Виктор Гудков в своей автобиографии, отец имел пристрастие к зелёному змию, а потому пришлось прикрыть контору в Землянске. Семья в 1905 году снова перебралась в Воронеж — здесь отец работал письмоводителем.
Мать Виктора, дочь профессора и мелкопоместной дворянки, не работала, была подпольщицей-эсеркой и в 1908 году была арестована. Освободили её в 1912-м. Всё это время, пока мать была в тюрьме, как вспоминал Виктор Гудков, он и его младший брат Юрий «вследствие пьянства отца жили почти на положении беспризорников, в обстановке крайней нужды».
В то время будущий музыкант учился в воронежском частном реальном училище Парфианович на улице Малой Дворянской (ныне Ф. Энгельса). Содержательница училища была приятельницей его матери и денег за обучение не брала. Витя хорошо учился, а потому уже с 14 лет зарабатывал уроками. С детства он увлекался музыкой, с 12 лет играл в Воронеже в ансамбле балалаечников. Очень любил читать, особенно запал в его душу переведённый на русский язык карело-финский поэтический эпос «Калевала» (12+), состоящий из 50 рун. Этот эпос, прочитанный им в подростковом возрасте, впоследствии сыграет важнейшую роль в его жизни...
Детей назвали Свет, Гелий и Аэлита
В 1914 году отец Виктора умер от чахотки. Летом 1917 года мать Виктора вместе со своим вторым мужем и младшим сыном уехала в Мурманск. Пришлось и Виктору, не окончив училища (он отучился там 6 классов), отправиться на Север, на станцию Кола строящейся в то время Мурманской железной дороги. Поначалу работал на станции конторщиком. Через год был командирован в Петрозаводск и на некоторое время остался в этом городе, работал конторщиком, агентом по закупкам для железной дороги.
Через два года вернулся в Черноземье, в Курскую область. Переболел тифом (в то время бушевала эпидемия заболевания), затем был санитаром эпидемического отряда — ходил по деревням и прививал от оспы крестьян. В Курской области встретил свою будущую жену Ольгу, с которой прожил всю жизнь. Забегая вперёд, скажем, что у супругов было трое детей — два сына и дочь, которым родители дали очень необычные имена: Свет, Гелий и Аэлита.
Поэт, музыкант, культпросветработник
Затем были переезд в Симбирск, служба в РККА, Казань. И снова Мурманск, где Виктор Гудков прожил с 1921 по 1928 год, был редактором газеты «Полярная правда» и заведующим клубом железнодорожников. Виктор Пантелеймонович владел несколькими инструментами, играл на струнных — балалайке, цитре, гитаре; окарине (это духовой музыкальный инструмент, род сосудообразной флейты); был неплохим пианистом. Писал не только музыку, но и стихи. В Мурманске вышел поэтический Гудкова «С севера» (12+).
Как вспоминал в своей автобиографии Виктор Гудков, «пишу стихи с тех пор, как научился писать, до 22 лет — только для себя, а потом и для общественного блага. Написал множество агиток, антирелигиозных пьес, материалов для живой газеты… К счастью, всё это не выходило за стены клуба, в котором я работал. Единственное, что могу сказать в своё оправдание, что я никогда не получал за свою стряпню гонорара и не стремился его получать…»
В 1928 году Гудков тяжело заболел, лечился в Ленинграде, там же устроился на работу — заведовал красным уголком в одном из учреждений. Но эта работа казалась Виктору скучной, его манил Север. И он добился своего — в 1929 году его назначали массовиком клуба железнодорожников в городе Кандалакше Мурманской области (в те годы Кандалакша была центром Карельской АССР). Здесь наш земляк организовал газету «Кандалакшский коммунист» и стал её редактором.
«Карельский фольклор сверкает драгоценными камнями»
Именно в Кандалакше в начале 1930-х Виктор Пантелеймонович увлёкся изучением карельского музыкального фольклора и народного инструмента кантеле — это струнный щипковый инструмент карелов, финнов, вепсов (последние относятся к представителям малочисленных народов финно-угорской группы). Виктор Гудков услышал кантеле, на котором играл рабочий-финн. Наш земляк был буквально заворожён серебряным звучанием инструмента, воспетого в «Калевале».
Гудков разработал проект усовершенствования инструмента и организации кантеле-оркестров и послал его в Карельский научно-исследовательский институт в Петрозаводск, после чего нашего земляка в 1932 году приняли в аспирантуру. Вместе с сотрудниками НИИ Виктор Гудков совершил множество экспедиций в отдалённые карельские деревни для сбора фольклорного материала. «Я, русский человек, был восхищён, услышав впервые карельские и финские народные песни… Карельский народный фольклор сверкает драгоценными камнями», — писал Гудков. Но пожалуй, именно кантеле стало для музыканта главным открытием этих поездок.
Виктор Гудков самостоятельно выучил карельский и финский языки, занимался изучением вепского, французского и немецкого. А ещё обладал прекрасной памятью — к примеру, знал наизусть несколько рун из «Калевалы» и всего «Евгения Онегина». И не имея музыкального образования, учился сам у опытных музыкантов.
Что такое кантеле?
Виктор Гудков, который познакомился с кантеле совсем недавно, увлёкся идеей усовершенствовать народный инструмент, улучшить и разнообразить его звучание.
Здесь никак не обойтись без истории. В старину кантеле делали из ольхи, берёзы, ели и сосны, выдалбливая в дереве короб. Струны (их было всего 5) изготавливали из конского волоса. Со временем инструмент совершенствовался, мастера стали делать струны из жил, затем из металла. Их количество увеличивалось, самыми распространёнными были 5-, 10-, 12- и 16-струнные кантеле (ныне существуют и 36-, и 38-струнные).
Старинные кантеле были диатоническими, то есть на таких инструментах можно было исполнять народную музыку. Позже, в XIX веке, финский фольклорист, собиратель и составитель «Калевалы» Элиас Лённорт изготовил два хроматических кантеле. На таком инструменте струны расположены в два уровня (струны, соответствующие чёрным клавишам фортепиано, находились на более низком уровне), на этом инструменте можно было исполнять как народную, так и классическую музыку.
Однако долгие годы кантеле оставались преимущественно диатоническими. Лишь спустя время, в 1920-е годы, финн Пауль Салминен создал многострунное хроматическое кантеле.
А вот в нашей стране дело шло к тому, что старинный инструмент кантеле, вероятно, превратился бы в музейный экспонат. Если бы не воронежец Виктор Гудков, родившийся вдали от Карелии и не имеющий ни карельских, ни финских корней...
Рождение нового инструмента
Чтобы досконально изучить вопрос, Виктор Гудков буквально пропадал в музеях Ленинграда и Петрозаводска, экспериментировал с корпусом инструмента, с числом струн. Не имея специальных знаний, сам делал чертежи.
Более того, воронежец настолько изучил доселе неизвестный ему инструмент, что создал школу игры на кантеле. Уже в августе 1932 года появились рукописные работы Гудкова «Сборник упражнений на кантеле для начальной школы» и «10 прогрессивных этюдов для кантеле-оркестра» (к сожалению, рукописи утеряны).
Виктор Пантелеймонович отыскал замечательных мастеров и начал работать вместе с ними. Так, Андрей Ямщиков в начале 1930-х увеличил количество струн на прежде малострунном инструменте, экспериментировал с породами дерева.
Огромную роль в модернизации инструмента сыграл краснодеревщик Евдоким Клюхин, который под руководством Виктора Гудкова с 1933 года и до начала Великой Отечественной изготовил серию хроматических кантеле для концертного исполнения — пикколо, прима, альт, бас и контрабас. Кантеле Клюхина были наиболее удачными по звуку и форме.
Виктор Гудков делал всё, чтобы инструмент начали выпускать массово вместе с самоучителем — он мечтал, чтобы игре на кантеле мог обучиться любой желающий.
Репетиции кружка проводил в своей квартире
В 1932 году Виктор Гудков организовал в Петрозаводске небольшой самодеятельный кружок кантелистов, состоящий из 8 — 10 человек, был его руководителем и дирижёром. Постоянного места для репетиций не было, наш земляк часто проводил занятия в собственной небольшой квартире.
В следующем году власти Карельской АССР издали постановление об организации оркестра кантеле, в который вошли не только участники кружков, но и профессиональные музыканты, количество музыкантов выросло до 15. Коллектив выступал перед лесорубами, на рыболовецких становищах, в заводских клубах, красных уголках — и везде имел успех.
В марте 1936 года оркестр с триумфом выступил на первом Всесоюзном радиофестивале, заняв первое место! В том же году Виктору Гудкову было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Карельской АССР. Виктор Гудков ушёл из НИИ, был принят в штат Дома народного творчества в качестве первого руководителя оркестра кантелистов, преобразованного вскоре в Государственный ансамбль песни и танца «Кантеле». Официальным днём рождения ансамбля «Кантеле» является 1 июня 1936 года.
Этот уникальный коллектив выступал в Карелии, Ленинграде, Москве, ездил с гастролями по городам и республикам Советского Союза. Ансамбль участвовал в фестивалях, в радиопередачах, записывал пластинки.
В репертуар молодого коллектива входили карельские, финские, вепские фольклорные композиции в обработке Виктора Гудкова, карельских композиторов Натальи Леви (весте с ней Гудков выпустил сборник «Песни народов Карело-Финской ССР») , Лаури Йоусена, Карла Раутио, Рувима Пергамента и других. Кроме того, композиторы не только обрабатывали народные мелодии, но и писали оригинальные произведения для ансамбля.
Наиболее известны такие работы композитора Виктора Гудкова, как пьеса «Часы», «Финская круговая полька», «Вариации на финские и карельские темы»; обработки «Тупицынская кадриль», «Напевы рун «Калевалы»; песни «Карельские лесорубы», «Песня радости» и др.
На усовершенствованных Гудковым и Клюхиным хроматических кантеле ансамбль исполнял и классическую музыку — Грига, Шуберта, Моцарта. В коллективе были не только кантелисты, но и певцы и танцоры. Советские газеты писали восторженные отзывы о выступлениях «Кантеле».
С началом Великой Отечественной войны, в конце августа 1941 года, ансамбль эвакуировали, коллектив выступал в госпиталях, военных училищах и на промышленных предприятиях.
«Из-за скромности не стал просить лекарства»
Незадолго до войны музыканта Виктора Гудкова, члена Союза композиторов СССР, приняли в Союз писателей СССР. Избрали депутатом Верховного Совета Карело-Финской ССР. Цикл его стихотворений был опубликован в журнале «На рубеже», в альманахе «Карелия» появилось либретто оперы «Три брата» (6+), которое Гудков написал по просьбе композитора Рувима Пергамента. Также Виктор Пантелеймонович написал драматическую поэму «Сампо» (12+). И либретто, и поэма были написаны по мотивам «Калевалы», сампо в карельском эпосе — это волшебный предмет, обладающий магической силой и являющийся источником счастья.
В 1941 году Гудков был удостоен премии Всероссийского конкурса на лучшую пьесу. И тут грянула война...
Виктор Пантелеймонович Гудков умер в эвакуации в городе Фрунзе 17 января 1942 года в возрасте 42 лет. Вот как вспоминал об этом трагическом событии в своём дневнике ученик Гудкова, один из первых артистов ансамбля «Кантеле», танцор и кантелист Максим Гаврилов:
«14 января 1942-го. Фрунзе, столица Киргизской ССА. Вагон наш стоит в Пишпеке — это 4 км от Фрунзе. <...> В.П. Гудков лежит больной в купе проводников. У него нет лекарств. Он диабетик, колет себя ежедневно шприцем. Инсулин кончился, он страдает. А ведь мог бы получить его, если бы обратился в высшие инстанции как депутат. Но из-за скромности не идет просить лекарства, а болеет, ждёт, надеется на лучшее. Вот человек!..
А какой содержательный человек! Мне кажется, что он в постоянных поисках чего-то нового. Чуть ли не через день в наших концертах читает свои новые стихи. Тема? Проклятие Гитлеру, победа над фашизмом. Удивительная трудоспособность. Говоря о Гудкове, можно заметить, что он на редкость талантливый человек. <...> А теперь вот он лежит больной. Но чем мы можем помочь? Если только лишний раз позвать врача? Но врач ответит: «Инсулина нет, не вызывайте»…
17 января 1942 года. Сегодня в 9 утра не стало Виктора Пантелеймоновича Гудкова… Теперь мы одни — соколы голые, без нашего наставника, учителя, друга, любимого руководителя. Всю свою сознательную жизнь он отдал карело-финскому искусству…»
Виктор Гудков был похоронен в окрестностях Фрунзе. К сожалению, точное место захоронения выдающегося фольклориста и музыканта неизвестно...
Не сохранились и многие работы Гудкова — так, в эвакуации в Горьком был украден чемодан с музыкальными сочинениями Гудкова. Ряд его произведений и стихи, которые он написал в эвакуации, также утрачены. В 1948 году некоторые музыкальные сочинения сгорели во время пожара в здании, где располагался вернувшийся ансамбль.
Драматическая поэма «Сампо» Виктора Гудкова была опубликована уже после смерти автора, в 1946 году. А премьера оперы «Три брата» на музыку Рувима Пергамента состоялась в Музыкальном театре Республики Карелии лишь спустя много лет, в 2013 году.
Виктора Гудкова называют отцом современного кантеле — музыкального символа Карелии. Творческий коллектив, создателем и первым руководителем которого был уроженец Воронежа Виктор Гудков, в советские годы много гастролировал по стране и за рубежом и успешно выступает до сих пор. Ныне национальный ансамбль песни и танца «Кантеле» является одной из визитных карточек Карелии.
А в 2018 году в Петрозаводске появилась новая улица — улица Виктор Гудкова. Очень символично, что она пересекается с улицей Кантеле.
Фото: сайт национального ансамбля песни и танца Карелии «Кантеле» kantele.ru