Рассказываем о выдающихся людях, оставивших яркий след в истории Воронежа

Проект «Мы знаем!» реализуется при спонсорской поддержке Гражданского собрания «Лидер»

Наш земляк возродил старинный карельский инструмент

Наш земляк возродил старинный карельский инструмент

Удивительная история об уроженце Воронежа, который, не имея ни карельских, ни финских корней, ни музыкального образования, в 1930-е создал уникальный творческий коллектив

Виктор Гудков был человеком очень разносторонним — поэт, композитор, фольклорист, этнограф, журналист, самостоятельно выучил карельский и финский языки, обладал прекрасной памятью. Увидев впервые в городе Кандалакше финна, который исполнял музыку на кантеле, Виктор Пантелеймонович навсегда связал свою жизнь с этим старинным инструментом, обладающим необычайной красотой и лиричностью звучания.

Мать была арестована, отец пил...

Родился Виктор Гудков в Воронеже 4 сентября (22 августа по старому стилю) 1899 года. Раннее детство провёл в уездном городке Землянске, где отец (интеллигент-самоучка, сын столяра) некоторое время работал уездным нотариусом. Как писал Виктор Гудков в своей автобиографии, отец имел пристрастие к зелёному змию, а потому пришлось прикрыть контору в Землянске. Семья в 1905 году снова перебралась в Воронеж — здесь отец работал письмоводителем.

Мать Виктора, дочь профессора и мелкопоместной дворянки, не работала, была подпольщицей-эсеркой и в 1908 году была арестована. Освободили её в 1912-м. Всё это время, пока мать была в тюрьме, как вспоминал Виктор Гудков, он и его младший брат Юрий «вследствие пьянства отца жили почти на положении беспризорников, в обстановке крайней нужды».

В то время будущий музыкант учился в воронежском частном реальном училище Парфианович на улице Малой Дворянской (ныне Ф. Энгельса). Содержательница училища была приятельницей его матери и денег за обучение не брала. Витя хорошо учился, а потому уже с 14 лет зарабатывал уроками. С детства он увлекался музыкой, с 12 лет играл в Воронеже в ансамбле балалаечников. Очень любил читать, особенно запал в его душу переведённый на русский язык карело-финский поэтический эпос «Калевала» (12+), состоящий из 50 рун. Этот эпос, прочитанный им в подростковом возрасте, впоследствии сыграет важнейшую роль в его жизни...

Первое издание «Калевалы» на карельском языке, 1835 г. (Фото: «Википедия»)

Детей назвали Свет, Гелий и Аэлита

В 1914 году отец Виктора умер от чахотки. Летом 1917 года мать Виктора вместе со своим вторым мужем и младшим сыном уехала в Мурманск. Пришлось и Виктору, не окончив училища (он отучился там 6 классов), отправиться на Север, на станцию Кола строящейся в то время Мурманской железной дороги. Поначалу работал на станции конторщиком. Через год был командирован в Петрозаводск и на некоторое время остался в этом городе, работал конторщиком, агентом по закупкам для железной дороги.

Через два года вернулся в Черноземье, в Курскую область. Переболел тифом (в то время бушевала эпидемия заболевания), затем был санитаром эпидемического отряда — ходил по деревням и прививал от оспы крестьян. В Курской области встретил свою будущую жену Ольгу, с которой прожил всю жизнь. Забегая вперёд, скажем, что у супругов было трое детей два сына и дочь, которым родители дали очень необычные имена: Свет, Гелий и Аэлита.

Поэт, музыкант, культпросветработник

Затем были переезд в Симбирск, служба в РККА, Казань. И снова Мурманск, где Виктор Гудков прожил с 1921 по 1928 год, был редактором газеты «Полярная правда» и заведующим клубом железнодорожников. Виктор Пантелеймонович владел несколькими инструментами, играл на струнных — балалайке, цитре, гитаре; окарине (это духовой музыкальный инструмент, род сосудообразной флейты); был неплохим пианистом. Писал не только музыку, но и стихи. В Мурманске вышел поэтический Гудкова «С севера» (12+).

Виктор Гудков

Как вспоминал в своей автобиографии Виктор Гудков, «пишу стихи с тех пор, как научился писать, до 22 лет — только для себя, а потом и для общественного блага. Написал множество агиток, антирелигиозных пьес, материалов для живой газеты… К счастью, всё это не выходило за стены клуба, в котором я работал. Единственное, что могу сказать в своё оправдание, что я никогда не получал за свою стряпню гонорара и не стремился его получать…»

В 1928 году Гудков тяжело заболел, лечился в Ленинграде, там же устроился на работу — заведовал красным уголком в одном из учреждений. Но эта работа казалась Виктору скучной, его манил Север. И он добился своего — в 1929 году его назначали массовиком клуба железнодорожников в городе Кандалакше Мурманской области (в те годы Кандалакша была центром Карельской АССР). Здесь наш земляк организовал газету «Кандалакшский коммунист» и стал её редактором.

«Карельский фольклор сверкает драгоценными камнями»

Именно в Кандалакше в начале 1930-х Виктор Пантелеймонович увлёкся изучением карельского музыкального фольклора и народного инструмента кантеле — это струнный щипковый инструмент карелов, финнов, вепсов (последние относятся к представителям малочисленных народов финно-угорской группы). Виктор Гудков услышал кантеле, на котором играл рабочий-финн. Наш земляк был буквально заворожён серебряным звучанием инструмента, воспетого в «Калевале».

Гудков разработал проект усовершенствования инструмента и организации кантеле-оркестров и послал его в Карельский научно-исследовательский институт в Петрозаводск, после чего нашего земляка в 1932 году приняли в аспирантуру. Вместе с сотрудниками НИИ Виктор Гудков совершил множество экспедиций в отдалённые карельские деревни для сбора фольклорного материала. «Я, русский человек, был восхищён, услышав впервые карельские и финские народные песни… Карельский народный фольклор сверкает драгоценными камнями», — писал Гудков. Но пожалуй, именно кантеле стало для музыканта главным открытием этих поездок.

Виктор Гудков самостоятельно выучил карельский и финский языки, занимался изучением вепского, французского и немецкого. А ещё обладал прекрасной памятью — к примеру, знал наизусть несколько рун из «Калевалы» и всего «Евгения Онегина». И не имея музыкального образования, учился сам у опытных музыкантов.

Что такое кантеле?

Виктор Гудков, который познакомился с кантеле совсем недавно, увлёкся идеей усовершенствовать народный инструмент, улучшить и разнообразить его звучание.

Здесь никак не обойтись без истории. В старину кантеле делали из ольхи, берёзы, ели и сосны, выдалбливая в дереве короб. Струны (их было всего 5) изготавливали из конского волоса. Со временем инструмент совершенствовался, мастера стали делать струны из жил, затем из металла. Их количество увеличивалось, самыми распространёнными были 5-, 10-, 12- и 16-струнные кантеле (ныне существуют и 36-, и 38-струнные).

38-струнное концертное кантеле (Фото: «Википедия»)

Старинные кантеле были диатоническими, то есть на таких инструментах можно было исполнять народную музыку. Позже, в XIX веке, финский фольклорист, собиратель и составитель «Калевалы» Элиас Лённорт изготовил два хроматических кантеле. На таком инструменте струны расположены в два уровня (струны, соответствующие чёрным клавишам фортепиано, находились на более низком уровне), на этом инструменте можно было исполнять как народную, так и классическую музыку.

Однако долгие годы кантеле оставались преимущественно диатоническими. Лишь спустя время, в 1920-е годы, финн Пауль Салминен создал многострунное хроматическое кантеле.

А вот в нашей стране дело шло к тому, что старинный инструмент кантеле, вероятно, превратился бы в музейный экспонат. Если бы не воронежец Виктор Гудков, родившийся вдали от Карелии и не имеющий ни карельских, ни финских корней...

Рождение нового инструмента

Чтобы досконально изучить вопрос, Виктор Гудков буквально пропадал в музеях Ленинграда и Петрозаводска, экспериментировал с корпусом инструмента, с числом струн. Не имея специальных знаний, сам делал чертежи.

Более того, воронежец настолько изучил доселе неизвестный ему инструмент, что создал школу игры на кантеле. Уже в августе 1932 года появились рукописные работы Гудкова «Сборник упражнений на кантеле для начальной школы» и «10 прогрессивных этюдов для кантеле-оркестра» (к сожалению, рукописи утеряны).

Виктор Пантелеймонович отыскал замечательных мастеров и начал работать вместе с ними. Так, Андрей Ямщиков в начале 1930-х увеличил количество струн на прежде малострунном инструменте, экспериментировал с породами дерева.

Огромную роль в модернизации инструмента сыграл краснодеревщик Евдоким Клюхин, который под руководством Виктора Гудкова с 1933 года и до начала Великой Отечественной изготовил серию хроматических кантеле для концертного исполнения — пикколо, прима, альт, бас и контрабас. Кантеле Клюхина были наиболее удачными по звуку и форме.

Виктор Гудков делал всё, чтобы инструмент начали выпускать массово вместе с самоучителем — он мечтал, чтобы игре на кантеле мог обучиться любой желающий.

Виктор Гудков демонстрирует новый вариант кантеле, 1935 г. 

Репетиции кружка проводил в своей квартире

В 1932 году Виктор Гудков организовал в Петрозаводске небольшой самодеятельный кружок кантелистов, состоящий из 8 — 10 человек, был его руководителем и дирижёром. Постоянного места для репетиций не было, наш земляк часто проводил занятия в собственной небольшой квартире.

Любительский кружок кантелистов (слева стоит Виктор Гудков)

В следующем году власти Карельской АССР издали постановление об организации оркестра кантеле, в который вошли не только участники кружков, но и профессиональные музыканты, количество музыкантов выросло до 15. Коллектив выступал перед лесорубами, на рыболовецких становищах, в заводских клубах, красных уголках — и везде имел успех.

В марте 1936 года оркестр с триумфом выступил на первом Всесоюзном радиофестивале, заняв первое место! В том же году Виктору Гудкову было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Карельской АССР. Виктор Гудков ушёл из НИИ, был принят в штат Дома народного творчества в качестве первого руководителя оркестра кантелистов, преобразованного вскоре в Государственный ансамбль песни и танца «Кантеле». Официальным днём рождения ансамбля «Кантеле» является 1 июня 1936 года.

Концерт оркестра кантелистов на пристани, руководитель и дирижёр — Виктор Гудков

Этот уникальный коллектив выступал в Карелии, Ленинграде, Москве, ездил с гастролями по городам и республикам Советского Союза. Ансамбль участвовал в фестивалях, в радиопередачах, записывал пластинки.

В репертуар молодого коллектива входили карельские, финские, вепские фольклорные композиции в обработке Виктора Гудкова, карельских композиторов Натальи Леви (весте с ней Гудков выпустил сборник «Песни народов Карело-Финской ССР») , Лаури Йоусена, Карла Раутио, Рувима Пергамента и других. Кроме того, композиторы не только обрабатывали народные мелодии, но и писали оригинальные произведения для ансамбля.

Наиболее известны такие работы композитора Виктора Гудкова, как пьеса «Часы», «Финская круговая полька», «Вариации на финские и карельские темы»; обработки «Тупицынская кадриль», «Напевы рун «Калевалы»; песни «Карельские лесорубы», «Песня радости» и др.

На усовершенствованных Гудковым и Клюхиным хроматических кантеле ансамбль исполнял и классическую музыку — Грига, Шуберта, Моцарта. В коллективе были не только кантелисты, но и певцы и танцоры. Советские газеты писали восторженные отзывы о выступлениях «Кантеле».

С началом Великой Отечественной войны, в конце августа 1941 года, ансамбль эвакуировали, коллектив выступал в госпиталях, военных училищах и на промышленных предприятиях.

«Из-за скромности не стал просить лекарства»

Виктор Гудков в годы войны

Незадолго до войны музыканта Виктора Гудкова, члена Союза композиторов СССР, приняли в Союз писателей СССР. Избрали депутатом Верховного Совета Карело-Финской ССР. Цикл его стихотворений был опубликован в журнале «На рубеже», в альманахе «Карелия» появилось либретто оперы «Три брата» (6+), которое Гудков написал по просьбе композитора Рувима Пергамента. Также Виктор Пантелеймонович написал драматическую поэму «Сампо» (12+). И либретто, и поэма были написаны по мотивам «Калевалы», сампо в карельском эпосе — это волшебный предмет, обладающий магической силой и являющийся источником счастья.

В 1941 году Гудков был удостоен премии Всероссийского конкурса на лучшую пьесу. И тут грянула война...

Максим Гаврилов

Виктор Пантелеймонович Гудков умер в эвакуации в городе Фрунзе 17 января 1942 года в возрасте 42 лет. Вот как вспоминал об этом трагическом событии в своём дневнике ученик Гудкова, один из первых артистов ансамбля «Кантеле», танцор и кантелист Максим Гаврилов:

«14 января 1942-го. Фрунзе, столица Киргизской ССА. Вагон наш стоит в Пишпеке — это 4 км от Фрунзе. <...> В.П. Гудков лежит больной в купе проводников. У него нет лекарств. Он диабетик, колет себя ежедневно шприцем. Инсулин кончился, он страдает. А ведь мог бы получить его, если бы обратился в высшие инстанции как депутат. Но из-за скромности не идет просить лекарства, а болеет, ждёт, надеется на лучшее. Вот человек!..

А какой содержательный человек! Мне кажется, что он в постоянных поисках чего-то нового. Чуть ли не через день в наших концертах читает свои новые стихи. Тема? Проклятие Гитлеру, победа над фашизмом. Удивительная трудоспособность. Говоря о Гудкове, можно заметить, что он на редкость талантливый человек. <...> А теперь вот он лежит больной. Но чем мы можем помочь? Если только лишний раз позвать врача? Но врач ответит: «Инсулина нет, не вызывайте»…

17 января 1942 года. Сегодня в 9 утра не стало Виктора Пантелеймоновича Гудкова… Теперь мы одни — соколы голые, без нашего наставника, учителя, друга, любимого руководителя. Всю свою сознательную жизнь он отдал карело-финскому искусству…»

Виктор Гудков был похоронен в окрестностях Фрунзе. К сожалению, точное место захоронения выдающегося фольклориста и музыканта неизвестно...

Не сохранились и многие работы Гудкова — так, в эвакуации в Горьком был украден чемодан с музыкальными сочинениями Гудкова. Ряд его произведений и стихи, которые он написал в эвакуации, также утрачены. В 1948 году некоторые музыкальные сочинения сгорели во время пожара в здании, где располагался вернувшийся ансамбль.

Драматическая поэма «Сампо» Виктора Гудкова была опубликована уже после смерти автора, в 1946 году. А премьера оперы «Три брата» на музыку Рувима Пергамента состоялась в Музыкальном театре Республики Карелии лишь спустя много лет, в 2013 году.

Виктора Гудкова называют отцом современного кантеле — музыкального символа Карелии. Творческий коллектив, создателем и первым руководителем которого был уроженец Воронежа Виктор Гудков, в советские годы много гастролировал по стране и за рубежом и успешно выступает до сих пор. Ныне национальный ансамбль песни и танца «Кантеле» является одной из визитных карточек Карелии.

А в 2018 году в Петрозаводске появилась новая улица — улица Виктор Гудкова. Очень символично, что она пересекается с улицей Кантеле.

Фото: сайт национального ансамбля песни и танца Карелии «Кантеле» kantele.ru