Улица Генерала Лизюкова
Где расположена. Соединяет Московский проспект и улицу Антонова-Овсеенко, проходя по центру Северного микрорайона в Коминтерновском районе.
Когда появилась. Образована в 1974 году при строительстве новых жилых кварталов.
В честь кого названа. В честь Героя Советского Союза, генерал-майора Александра Лизюкова.
Александр Лизюков родился 26 марта 1900 года в городе Гомеле Российской империи. Его отец был сельским учителем. В семье Лизюковых кроме Александра было ещё два брата: старший Евгений и младший Пётр. Когда Саше было 9 лет, их семья потеряла маму.
Гражданская война и командировка во Францию
После окончания гимназии, 7 апреля 1919 года, Александр добровольно вступает в ряды Красной армии. В России идёт Гражданская война, и молодого бойца посылают в Москву на артиллерийские курсы командующего состава. После их окончания Лизюкова назначают командиром артиллерийского взвода. Александр сражается против войск генерала Деникина и атамана Петлюры.
В сентябре 1920 года 20-летнего Александра Лизюкова назначают начальником артиллерии бронепоезда «Коммунар». Через год командируют в петроградскую Высшую автобронетанковую школу, которую он окончил в сентябре 1923 года.
С этого времени Лизюков становится заместителем командира бронепоезда имени Троцкого на Дальнем Востоке, затем командует ещё двумя бронепоездами. Но уже через год его вновь посылают учиться — теперь уже в московскую Военную академию им. Фрунзе, которую он оканчивает в июле 1927 года.
После окончания академии Лизюков сначала преподаёт на бронетанковых курсах, а затем в Военно-технической академии им. Дзержинского в Ленинграде. В 1934 году командует отдельным танковым полком. Осенью 1935 года его отправляют во Францию в качестве военного наблюдателя на манёврах французской армии.
В следующем году, уже в звании полковника, 36-летний Александр Лизюков руководит 6-й отдельной танковой бригадой, которая была вооружена танками Т-28 и Т-35. За успехи в боевой подготовке 16 августа 1936 года Лизюкова награждают орденом Ленина.
Арест
Казалось бы, военная карьера идёт в гору, но в феврале 1938-го Лизюкова арестовали по подозрению в антисоветском заговоре. На допросах под пытками из него выбили показания, что он «собирался совершить террористический акт в отношении наркома Ворошилова и других руководителей ВКП (б) и советского правительства путём наезда танка на Мавзолей во время одного из парадов».
Будущего Героя Советского Союза исключают из компартии и увольняют из армии. 22 месяца держат в тюрьме НКВД, из них почти полтора года — в одиночной камере.
«Очевидно, те, кто это делает, думают этим режимом нервного и психического измора довести меня до суда к сумасшествию, чтобы на суде я не мог здраво рассуждать, доказывать правду и разоблачать ложь… Я прошу вас перевести меня в общую камеру или посадить ко мне кого-либо. Если вы мне в этом откажете, я принуждён буду покончить с собой…» — писал отчаявшийся Александр Лизюков на имя военного прокурора Ленинградского военного округа 19 августа 1939 года.
Но все его письма оставались без ответа. Вчерашнего полковника Красной армии унижали, били, не давали спать. Допрос сменялся допросом. Александр Лизюков держался до последнего, писал во все инстанции о недозволенных методах следствия, подтасовке фактов, фальсификации доказательств... Однажды, не выдержав пыток, он подписал всё, что от него требовали, но на следующий день отказался от своих признаний.
Неожиданно дело Лизюкова было пересмотрено, и 3 декабря 1939 года его полностью оправдали. По одной из версий, его и несколько сотен других репрессированных военных помог вызволить маршал СССР Семён Тимошенко, который попросил Сталина освободить из тюрем и лагерей командиров, в которых так нуждалась Красная армия накануне войны.
Лизюкову вернули орден, воинское звание, восстановили в партии и назначили на должность преподавателя военной академии механизации и моторизации. А через год назначили заместителем командира танковой дивизии.
Взлёт военной карьеры
24 июня 1941 года Лизюкова отправляют на фронт в Белоруссию. 8 июля его назначают начальником штаба обороны города Борисова. Полковник разворачивает отступающие от Минска войска, берёт над ними командование и создаёт линию обороны.
За мужество и храбрость представлен к ордену Красного Знамени. Но руководство решило иначе: указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 августа «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство» Александру Лизюкову присваивают звание Героя Советского Союза и вручают орден Ленина и медаль «Золотая звезда».
В августе Лизюков принимает командование 1-й танковой дивизией. Части этого соединения держат оборону по реке Вопь в Смоленской области. В начале сентября дивизия оттесняет немцев с восточного берега реки, форсирует эту водную преграду и закрепляется на плацдарме, удерживая значительные силы противника.
Во время Сумско-Харьковской оборонительной операции 30 сентября дивизия Лизюкова разбивает 25-ю немецкую дивизию в Штеповке, взяв большие трофеи. Этот «неприятнейший момент» для немцев попал в мемуары гитлеровского генерала Гудериана.
10 января 1942 года Лизюков становится генерал-майором. С конца февраля, командуя 2-м гвардейским корпусом, он участвует в первом крупном окружении немцев под Демянском.
В июне Лизюкова назначают командующим 5-й танковой армии, которая дислоцировалась в полосе Брянского фронта, сначала юго-западнее Ельца, а затем северо-западнее Ефремова.
Погиб под Воронежем
Так, получая награды и всё более крупные части под командование, генерал Лизюков оказался под Воронежем, где 5 июля его армии приказали остановить немецкую танковую группировку, прорывавшуюся к Дону, чтобы захватить Воронеж. Если бы фашистов удалось остановить, то не было бы Сталинграда. Но времени для подготовки и организации контрудара Москва не дала, и выполнить приказ Лизюкову не удалось.
Реакция на это последовала мгновенно — танковую армию Лизюкова, которая и так понесла тяжёлые потери, расформировали, а командарма понизили до должности командира танкового корпуса, хотя его личной вины в провале операции не было…
Погиб Александр Лизюков 23 июля 1942 года. Накануне у него состоялся тяжёлый разговор с заместителем командующего Брянским фронтом, генерал-лейтенантом Никандром Чибисовым по поводу неудовлетворительных действий танкового корпуса Лизюкова. Чибисов приказал наступать на село Медвежье Семилукского района.
Однако известный писатель-фронтовик Константин Симонов в своей книге «Разные дни войны» выдвигает другую версию: приказ о наступлении на Медвежье генерал не получал, а действовал самостоятельно: «Одна из его бригад была отрезана, и с ней была потеряна связь. Обескураженный своими неудачными действиями в предыдущие дни, Лизюков не стал дожидаться подхода танков другой, подтягивавшейся из тыла бригады, сел на свой командирский танк КВ и пошёл разыскивать пропавшую бригаду в одиночку. Через два или три километра, когда он подходил к опушке леса, его танк расстреляли в упор спрятанные в засаде немецкие орудия».
Согласно архивным документам генерал-майор Александр Ильич Лизюков погиб в бою в 2 км южнее села Лебяжье Семилукского района Воронежской области.
Останки генерала Лизюкова вместе с останками семи неизвестных солдат, найденных во временном захоронении, были перезахоронены возле памятника Славы на Московском проспекте Воронежа в 2009 году.