С Анной Евдокимовной Леонидовой (на фото) корреспонденты «МОЁ!» познакомились год назад, в апреле 2020-го. Женщина родилась на Смоленщине, её воспоминания о военном детстве оказались очень эмоциональными.
— Лето 1941 года под Смоленском. Каникулы! — вспоминает Анна Евдокимовна. — Пионерский лагерь располагался в сосновом лесу. Весело, тепло, столько интересных занятий! И вдруг взрослые объявляют нам, что нужно срочно собираться, рассаживают нас по автобусам. Быстро уезжаем по домам. Вокруг спешка, тревога и слово «война».
Анне Евдокимовне было 9 лет. Дома дожидались мама, папа, 10-месячная сестрёнка и два брата 16 и 18 лет. Отец занялся эвакуацией оборудования на железной дороге. Старшего брата призвали в армию.
— Хорошо помню первую бомбёжку, — говорит женщина. — Мы находились в доме, а во дворе был сарай с погребом. Когда стали бомбить, мама схватила меня и сестрёнку и бросилась в этот погреб. С нами был брат. Мы просидели там около суток, пока мама не решилась выглянуть наружу.
Дедушка Анны Евдокимовны раздобыл подводу с лошадью, погрузил туда внуков и их мать и отправил их под Смоленск к родственникам.
— Уезжали как из ада, — вспоминает женщина. — Небо багровое из-за горящего города, взрывы, грохот.
В деревне Никулинки жила бабушка Степанида — мать отца. Туда же перебралась семья её второго сына с двумя детьми — полуторагодовалым малышом и мальчиком-подростком.
Фашисты наступали, и оставаться под Смоленском было небезопасно. Весной 1942-го мать Анны Евдокимовны решила ехать дальше — до Ярославля, а оттуда на пароме добираться до Казани. Бабушка отказалась бросать дом. Осталась с ней и сноха с детьми.
Семья Анны Евдокимовны добралась до Казани. Эвакуированных расселили по местным колхозам.
А об ужасной судьбе бабушки и двух её внуков, оставшихся в Никулинках, гораздо позже стало известно со слов снохи. Той удалось выжить чудом.
— В 1943 году фашистов уже гнали, — рассказывает Анна Евдокимовна. — Они шли через деревни и страшно свирепствовали: дома поджигали, людей расстреливали. В Никулинках был скотный двор. Фашисты согнали туда народ со всех домов. И подожгли. На этот скотный двор бабушка Степанида пришла с полуторагодовалым внуком на руках и старшим мальчиком. Все сгорели...
Мать детей, бабушкина сноха, в это время ещё с несколькими женщинами уходила в соседнюю деревню, чтобы обменять вещи на продукты. Когда фашисты устроили расправу над людьми, женщины затаились в лесу и всё видели. Позже, когда скотный двор сгорел, а фашисты ушли, женщины пробрались к пепелищу и попытались найти родных. Нашли лишь останки бабушки. Её опознали по клочку платка, который сохранился под сгоревшей головой…
Осенью 1943 года, когда Смоленск освободили от фашистов, семья Анны Леонидовой решила вернуться домой. Ехали обратно без брата — он ушёл на фронт. Позже узнали, что он погиб. Похоронки пришли также на старшего брата и отца.
Окончив 10 классов, Анна Евдокимовна поступила в педагогический институт в Смоленске. Специальность — биология и география. Проработала в школах на Дальнем Востоке, нескольких городах Украины, а также в Липецке в общей сложности 69 лет. У неё двое сыновей, оба окончили лётное училище. В 2000 году сыновья перевезли родителей из Липецка в Воронеж.
Любимые читатели, напоминаем: если вы хотите поделиться воспоминаниями о войне или у вас есть воевавшие родственники, о которых вы хотели бы рассказать, напишите нам на электронную почту: moe@kpv.ru — или отправьте письмо по адресу: ул. Лидии Рябцевой, 54, газета «МОЁ!». Также на нашем сайте в рубрике «Мы помним!» в разделе «Прислать рассказ» вы можете написать о ваших родных и близких — об участниках войны, о тех, кто воевал в партизанском отряде, оказался в фашистском концлагере или пережил вражескую оккупацию. (Рассказ на сайт могут прислать только зарегистрированные пользователи.) Давайте вместе создадим на нашем сайте «Бессмертный полк» в память о тех, кто защищал наш город, нашу страну и кто пережил ужасы войны.