В декабре 1941 года началась Московская наступательная операция. Ровно 80 лет назад, 31 декабря, накануне Нового, 1942 года, 31 декабря Совинформбюро сообщало:
«В течение ночи на 31 декабря наши войска вели бои с противником на всех фронтах.
Наша часть, действующая на одном из участков Западного фронта, сломив упорное сопротивление противника, выбила немцев из ряда населённых пунктов. Захвачены трофеи: 3 тяжёлых и 4 противотанковых орудия, 2 миномёта, 8 пулемётов, 5 автомашин, 150 велосипедов и много другого военного имущества.
На одном из участков Ленинградского фронта противник предпринял ожесточённые атаки против наших позиций. Отбив атаки, наши бойцы отбросили противника, нанося ему тяжёлые потери. На поле боя осталось около 200 трупов немецких солдат и офицеров. Уничтожено 4 вражеских орудия и 12 станковых пулемётов.
Отделение старшего сержанта Зафорожана атаковало две вражеские дерево-земляные огневые точки и уничтожило несколько десятков находившихся в них немецких солдат. В бою за деревню Новосёлки отделение захватило 4 противотанковых орудия противника и немедленно открыло из них огонь по отступающему неприятелю. Метким огнём уничтожено около роты немецких солдат и офицеров.
У убитого немецкого унтер-офицера Зоргенфрея найдено неотправленное письмо на родину. Вот что он писал 10 декабря: «...Настоящая война, к сожалению, уже стоила нам очень больших жертв, но самое страшное, кажется, ещё впереди. Наступательные операции русских, сильные морозы подорвали боевой дух солдат. Никогда у нас ещё не было такого большого количества дезертиров, как сейчас. Во время одной облавы я в трёх населённых пунктах арестовал 35 дезертиров, сбежавших из своих подразделений во время боя».
60-летний крестьянин Аркатов, проживающий в ныне освобождённой от немцев деревне Слобода Ново-Петровского района Московской области, сообщил: «Как только фашисты вошли в нашу деревню, начался повальный грабёж. У нас забрали коров, овец, кур, все запасы муки, крупы, овощей. Немецкие грабители отняли у нас всю тёплую одежду, валенки, бельё. Встретив меня на околице деревни, немецкий солдат приказал мне снять валенки и шубу, и я босой шёл до своего дома. За грабежами начались расстрелы. Немцы расстреляли крестьян Белянкина Е. И., Белянкина Н. А., Капустина Н. В., Кадильщика Н. А., Баранова Е. И., Рыжова М. И., Осипову и других. Беременную Евдокию Т. гитлеровцы изнасиловали за две недели до родов».
А вот выдержка из вечернего сообщения 31 декабря 1941 года:
«В течение 31 декабря наши войска продолжали вести бои с противником на всех фронтах. На ряде участков наши войска, преодолевая попытки немецких войск закрепиться на новых рубежах, продолжали продвигаться вперёд, заняли ряд населённых пунктов и в числе их город Калугу и крупный железнодорожный узел Новые Кириши. В ходе боёв противнику нанесён большой урон в технике и живой силе.
За 30 декабря уничтожено 4 немецких самолёта.
За 30 декабря наша авиачасть уничтожила 5 немецких танков, 2 бронемашины, 190 автомашин с войсками и грузами, несколько полевых и зенитных орудий, около 90 повозок с боеприпасами, 2 автоцистерны с горючим, подожгла 8 железнодорожных эшелонов, разрушила в ряде мест железнодорожное полотно и рассеяла 2 батальона вражеской пехоты.
На одном из участков Западного фронта немцы предприняли несколько ожесточённых контратак. Наши бойцы, отбросив противника с большими для него потерями, продолжали развивать наступление и заняли 12 населённых пунктов. Захвачены трофеи: 13 орудий, 42 пулемёта, 31 автомашина, 34 мотоцикла, 184 велосипеда и большое количество снарядов. На другом участке Западного фронта наша часть за день боёв выбила немцев из 15 населённых пунктов и захватила 4 вражеских орудия, 7 пулемётов, 34 автомашины, 6 тракторов и 1 000 снарядов.
За две недели боёв танковая часть тов. Белова, действующая на одном из участков Западного фронта, уничтожила 70 немецких танков, 5 самолётов и 24 орудия. За это время доблестные танкисты истребили 2 500 вражеских солдат и офицеров и захватили 8 автомашин, 5 орудий, 100 велосипедов и несколько тысяч снарядов и мин.
Укрывшиеся в одном из домов деревни Гурово немцы вели огонь по нашим наступающим бойцам. Командир взвода конной разведки младший лейтенант Журавлёв ворвался в дом и предложил немцам сдаться.
5 солдат немедленно бросили оружие и подняли руки. Унтер-офицер и ефрейтор попытались оказать сопротивление. Отважный командир ранил их очередью из автомата и вместе с добровольно сдавшимися солдатами захватил в плен».