МЫ ЗНАЕМ!

Рассказываем о выдающихся людях, оставивших яркий след в истории Воронежа

Проект «Мы знаем!» реализуется при спонсорской поддержке Гражданского собрания «Лидер»

<p><span style="color:black;">Александр Конопатов: конструктор космического масштаба</span></p>

Александр Конопатов: конструктор космического масштаба

Сегодняшняя публикация посвящена выдающемуся конструктору ракетных двигателей

Имя Александра Дмитриевича Конопатова знакомо многим воронежцам, особенно тем, кто так или иначе связан с деятельностью одного из крупнейших предприятий — Конструкторского бюро химавтоматики. Почти 30 лет Конопатов возглавлял КБХА, был соратником Сергея Павловича Королёва и первого главного конструктора КБХА Семёна Ариевича Косберга (об этом выдающемся человеке читайте здесь). Александр Конопатов — Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, академик РАН, почётный гражданин Воронежа.

Родился будущий конструктор 22 марта 1922 году в Краснодарском крае. Отец Александра был рабочим-нефтяником. В 1939 году 18-летний Александр поступил в Новосибирский инженерно-строительный институт. Конопатов был студентом, когда началась война. Юноша попытался поступить в военное училище, но по состоянию здоровья не прошёл медкомиссию. Осенью 41-го Александр Конопатов перевёлся в Московский авиационно-технологический институт — во время войны этот вуз эвакуировали из столицы в Новосибирск.

Семён Косберг и Александр Конопатов

После окончания учёбы молодого специалиста направили в опытно-конструкторское бюро (ОКБ) № 296. Оно находилось в Сибири, в городе Бердске. Этим ОКБ руководил Семён Косберг. Затем конструкторское бюро перебазировалось в Воронеж и стало называться ОКБ-154. Косберг предложил талантливому конструктору Конопатову вместе отправиться в столицу Черноземья. Так Александр Дмитриевич оказался в нашем городе, где прожил до последних дней жизни.

Конопатов руководил работой по созданию двигателей для реактивных самолётов, стал одним из инициаторов исследований по жидким унитарным топливам. Это положило начало для разработки в СССР жидкостных ракетных двигателей.

В 1958 году состоялась встреча Семёна Косберга и Александра Конопатова с председателем совета главных конструкторов СССР Сергеем Королёвым. Он поручил воронежскому предприятию создать двигатель для первого в истории полёта на Луну.

И спустя год, 14 сентября 1959 года, с помощью воронежского двигателя РД-0105 станция «Луна-2» впервые в мире достигла лунной поверхности и доставила на неё вымпел с гербом СССР. А 4 октября наш космический аппарат «Луна-3» сфотографировал обратную сторону спутника Земли.

В 1960 году на базе «лунного» двигателя в ОКБ-154 создали РД-0109. 12 апреля 1961 года РД-0109 успешно вывел в космос корабль «Восток» с первым космонавтом Юрием Гагариным на борту. Этот полёт дал старт освоению космоса. Это был триумф советской науки и техники. За разработку двигателя для гагаринской ракеты Александра Дмитриевича Конопатова наградили орденом Ленина.

В начале 1965 года, когда Косберг трагически погиб в результате автокатастрофы, Александра Конопатова назначили главным конструктором воронежского ОКБ (вскоре его переименовали в Конструкторское бюро химавтоматики — КБХА). В том же году предприятию было поручено разработать ядерные ракетные двигатели. В 1966 году за разработку двигателей нового поколения конструктору Конопатову присвоили звание Героя Социалистического Труда.

Александр Конопатов возглавлял КБХА с 1965 по 1993 год. Под его руководством были созданы жидкостные ракетные двигатели для космических ракет-носителей «Луна», «Восток», «Молния», «Восход», «Союз», «Протон». С помощью ракетных двигателей КБХА производились запуски многоместных пилотируемых кораблей, а также отправка космических аппаратов не только к Луне, но и к Марсу, и Венере. Александр Дмитриевич был организатором работ по разработке самого мощного в стране кислородно-водородного двигателя для ракетно-космического комплекса «Энергия-Буран». На КБХА были созданы двигатели для боевых ракетных комплексов «Стилет», «Сатана» и др.

Даже после выхода на пенсию в 1993 году Александр Дмитриевич продолжал оказывать серьёзную помощь КБХА, будучи советником руководителя. Вклад конструктора Конопатова в развитие отечественного ракетостроения и космонавтики трудно переоценить.

Скончался Александр Конопатов 23 мая 2004 года. Похоронен на аллее Славы Коминтерновского кладбища Воронежа.

12 марта 2012 года на территории КБХА открыли памятник Александру Конопатову. На доме № 3 по улице Дзержинского, где он жил, установлена мемориальная доска. Именем академика Конопатова названа улица в Центральном районе Воронежа.