Рассказываем о выдающихся людях, оставивших яркий след в истории Воронежа

Проект «Мы знаем!» реализуется при спонсорской поддержке Гражданского собрания «Лидер»

Семён Косберг — создатель двигателя для гагаринской ракеты

Семён Косберг — создатель двигателя для гагаринской ракеты

Под руководством конструктора в Воронеже разработали двигатель, благодаря которому впервые в истории была достигнута вторая космическая скорость

Сегодня исполняется 61 год со дня первого полёта человека в космос. 12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Гагарин совершил 108-минутный полёт и успешно приземлился в Саратовской области. Это стало грандиозным событием для всего человечества. И огромная роль в этом принадлежит воронежцам.

Семён Косберг

Именно в воронежском ОКБ-154 (впоследствии КБХА) под руководством Семёна Косберга создали двигатель третьей ступени для ракеты-носителя «Восток», которая доставила корабль с Юрием Гагариным на орбиту. И именно благодаря нашему двигателю впервые в истории была достигнута вторая космическая скорость (11,2 км/с), позволившая преодолеть гравитационное притяжение Земли.

От инженера до главного конструктора

Семён Ариевич Косберг родился в 1903 году в городе Слуцке Минской губернии. Отец его был кузнецом, в семье воспитывалось 9 детей. В 14 лет Семён поступил на учёбу в коммерческое училище (такие училища сочетали среднее и среднеспециальное образование). С 16 до 22 лет работал кузнецом, затем — мастером по металлу в кузне своего отца. Одновременно успевал учиться на вечерних общеобразовательных курсах.

Затем были два годы службы в Красной армии, после которой Семён устроился слесарем на фабрику им. Халтурина в Ленинграде. С 1927-го по 1929-й учился в Ленинградском политехническом институте им. Калинина, а затем — в Московском авиационном институте, который окончил в 1930 г.

После этого работал в Центральном институте авиационного моторостроения, где прошёл путь от инженера-конструктора до начальника исследовательского отдела, затем - заместителем главного конструктора ОКБ завода № 33 Народного комиссариата авиационной промышленности (НКАП) и начальником конструкторского бюро.

С началом Великой Отечественной войны ОКБ завода № 33 разделили на два предприятия. Одно из них было эвакуировано в г. Бердск Новосибирской области на завод № 296 НКАП. Вскоре предприятие стало самостоятельным и получило наименование ОКБ-296. Главным конструктором был назначен Семён Косберг. А после Великой Отечественной, в 1946 году, предприятие перебазировалось в Воронеж и стало называться ОКБ-154.

В феврале 1958 году Семён Косберг познакомился с Сергеем Королёвым — основоположником советской практической космонавтики, главным конструктором ОКБ-1. В том же году в ОКБ-154 начались работы для освоения внеземного пространства. Сергей Королёв поручил воронежскому предприятию создать двигатель для первого в истории полёта на Луну.

С помощью воронежского двигателя РД-0105 14 сентября 1959 года станция «Луна-2» впервые в мире достигла лунной поверхности и доставила на неё вымпел с гербом СССР. А 4 октября наш космический аппарат «Луна-3» сфотографировал обратную сторону спутника Земли. Позже одному из лунных кратеров было присвоено имя Семёна Косберга.

«Косберг сработал!»

В 1960 году на базе «лунного» двигателя в ОКБ-154 создали РД-0109 — для той самой гагаринской ракеты. Правда, сначала на воронежском двигателе в космос слетали собаки Белка и Стрелка, а потом манекен по прозвищу Иван Иваныч.

Копия РД-0109 до сих пор хранится в музее КБХА. Давление — 50 атмосфер, тяга — 5,5 тонны, температура в камере — больше двух тысяч градусов. И вся эта мощь спрятана в агрегате меньше человеческого роста!

Ступени ракеты — это поочерёдно работающие двигатели. Первая ступень отрывает ракету от Земли и выводит в верхние слои атмосферы, вторая выводит её на околоземную орбиту. Воронежский двигатель представлял собой третью ступень. Его задачей было преодолеть притяжение Земли и вывести ракету в открытый космос.

12 апреля 1961 года двигатель РД-0109 успешно справился со своей задачей и вывел в космос корабль «Восток» с Юрием Гагариным на борту. В центре управления полётами в момент старта повисло тревожное ожидание. Сработала первая ступень, вторая…

«Главный конструктор двигателей последней ступени ракеты Косберг, вот такой, маленький ростом, в ту минуту будто стал ещё меньше, — описывал те события журнал «Техника молодёжи». — Показалось, что он врос в землю. На площадке много людей, и все с немым вопросом смотрят на него. И вдруг весёлый озорной голос Гагарина с борта космического корабля: «Косберг сработал!» Передал прямым текстом, без шифра. Что тут было! Косберг подпрыгнул выше своего роста. Ребята кричат: «Качать Косберга!» А он стоит, улыбается такой уставшей улыбкой и выговорить слова не может…»

Кстати, говорят, что именно Косбергу Гагарин дал первый в своей жизни автограф после приземления. Как известно, капсула с Гагариным приземлилась на поле в 27 километрах южнее города Энгельса (Саратовская область). Косберг, отправившийся встречать Гагарина в составе официальной делегации, протянул первому космонавту свежий номер местной газеты «Волжская коммуна» от 13 апреля 1961 года. На этой газете рядом с сообщением ТАСС о своём полёте Гагарин и написал: «С.А. Косбергу за третью ступень».

Эту газету потомки Семёна Косберга до сих пор хранят в банковской ячейке как семейную реликвию. А фотокопия находится в краеведческом музее города Слуцка, на родине конструктора — Героя Социалистического Труда и лауреата Ленинской премии.

Скончался Семён Косберг 3 января 1965 года, через несколько дней после автокатастрофы, в которую он попал, возвращаясь домой из очередной командировки. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.